Сегодня завершается официальный визит Дмитрия Медведева в Норвегию. Вчера он встретился с королем Харальдом V, премьером и главой парламента. Стороны не подписали договор по спорным территориям в Баренцевом море, но обсудили сотрудничество в нефтегазовой и других сферах.
С 26 по 28 апреля президент России побывает в Норвегии и Дании. Вчера Дмитрий Медведев провел встречи с королем Норвегии Харальдом V, по приглашению которого приехал, и королевой Соней, норвежским премьером и спикером парламента страны.
Президента в поездке сопровождают глава МИД России Сергей Лавров, глава Минэнерго Сергей Шматко, глава Минприроды Юрий Трутнев, министр связи Игорь Щеголев, генпрокурор Юрий Чайка, ряд губернаторов, спецпредставитель президента по сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров и глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Главная проблема, существующая между Россией и Норвегией, — спорные шельфовые территории в северных морях (см. «Что не поделили Россия и Норвегия»). Несмотря на то что стороны не планировали подписывать никаких соглашений по этому вопросу, данная тема была одной из главных во время переговоров.
Ранее Дмитрий Медведев в интервью норвежской газете «Афтенпостен» заявил, что проблема спорных морских пространств в южной части Баренцева моря и Северном Ледовитом океане «абсолютна разрешима». За последние
«Осталось поделить самый лакомый кусочек шельфа: в нем больше всего природных ресурсов, и потому здесь интересы сторон пересекаются жестче, — рассказал „Труду“ председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. — Переговоры продолжаются, визит Медведева может дать мощный толчок, и нам удастся достичь компромисса». Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что, хотя наши страны и являются конкурентами на газовом рынке Европы, им удается делить сферы влияния. «Договор, может быть, и не подпишут, но Медведев сможет договориться с норвежской стороной», — считает эксперт. Еще один сложный вопрос в отношениях двух стран касается архипелага Шпицберген. На его острова распространяется суверенитет Норвегии, но правом на хозяйственную деятельность обладают 40 государств — участников договора, подписанного в 1920 году. Фактически же там действуют только российские и норвежские компании — главным образом, угледобывающие.
Россию беспокоит то, что отечественные компании активно вытесняются с островов норвежскими. «Что касается Шпицбергена, то здесь, скорее всего, российские бизнесмены просто плохо работают и не выдерживают конкуренции», — полагает Валерий Хомяков.
Ключевой проект в сотрудничестве двух стран на ближайшее время — освоение Штокмановского месторождения, разведанные запасы которого составляют 3,8 трлн. кубометров газа. По некоторым планам, добывать голубое топливо можно начать в 2016 году, а производство сжиженного природного газа — к 2017 году. Однако до этого участники проекта должны договориться. Лицензия на разработку принадлежит «Газпрому», его партнерами по проекту являются французская «Тоталь» и норвежский концерн «Статойл».
Партнерство России и Норвегии в этом проекте является взаимовыгодным, считает директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский. «У Норвегии есть опыт разработки месторождений на шельфе и передовые технологии, но запасов газа суммарно меньше, чем на одном Штокмане, — рассказал он „Труду“. — Поэтому скандинавы получают доступ к огромным запасам газа, а Россия — к технологиям». По словам эксперта, запустить месторождение можно было и два года назад, но этому помешали тяжелые условия добычи. «Необходимо найти технические решения, гарантирующие эффективность и безопасность добычи», — пояснил Дмитриевский.
В 1926 году СССР заявил свои права на все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Соседи не согласились, и с 1970 года Норвегия ведет борьбу за эти территории. К 2008 году площадь спорного участка уменьшилась со 155 000 кв. км до 7000.
Запасы газа на шельфе в этом районе оцениваются в 3 трлн. кубометров.