Их не видно, но слышно

Телезрители, радиослушатели, зрители на концертах получают удовольствие от зрелища, музыкальной

Телезрители, радиослушатели, зрители на концертах получают удовольствие от зрелища, музыкальной композиции или передачи, не задумываясь, кто же заботится о том, чтобы события сопровождались звуком, вовлекающим в происходящее, то есть о работе звукорежиссеров. Этих людей никто не видит и не слышит, но без них сегодня не обходится ни один проект, который нужно озвучивать.

Кино и радио - начало начал

Профессия возникла в конце 20-х годов ХХ века, когда механическую звукозапись эры фонографа сменили разнообразные методы обработки, сохранения и передачи звукового сигнала, сделавшие возможным радиовещание, грамзапись и звуковое кино. Первые звукорежиссеры - предприимчивые помощники механика, которые для того, чтобы звук не искажался, придумывали специальную рассадку исполнителей перед аппаратом.

Во время записи они следили за тем, чтобы при высоких и громких звуках музыканты отдалялись от рупора, а при слабых - приближались к нему. Считается, что основы звукорежиссуры заложил Сергей Эйзенштейн, который начал использовать при озвучивании своих фильмов революционные приемы звукового монтажа и сознательной деформации звука.

Доработались до соавторства

Постепенно звукорежиссеры из простых техников стали превращаться в высококлассных специалистов. Но настоящей зрелости профессия достигла уже в эпоху магнитной, а потом и цифровой техники звукозаписи. Сегодня компьютеры и другая умная аппаратура позволяют звукорежиссерам совершать практически неограниченные манипуляции со звуком.

В современном мире без мастера по звуку невозможно обойтись не только на радио, телевидении, в студиях звукозаписи и на съемочных площадках, но и на эстраде, в цирке и даже на стадионе. В эстрадной и компьютерной музыке саунд-продюсеров можно считать соавторами идей автора и исполнителя, а техническим обслуживанием сложнейшей аппаратуры занимаются звукоинженеры, звукотехники и монтажеры.

Тем не менее, по словам, Владимира Губатова, специалиста, работающего с известными концертными группами, некоторые люди, например работающие в ночных клубах, могут быть одновременно и инженерами, обслуживающими аппаратуру, и звукорежиссерами.

Учиться в вузе необязательно

Освоить премудрости профессии можно в любом высшем учебном заведении, где есть факультет звукорежиссуры. Наиболее престижными в России считаются ВГИК, Академия музыки имени Гнесиных, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина, Первая национальная школа телевидения при Российской академии государственной службы по делам президента, Высшая национальная школа телевидения на Шаболовке. Уже работающие специалисты могут получать дополнительные знания по своей профессии в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

Классическое звукорежиссерское образование в программе содержит как чисто техническую, физико-математическую, так и творческую сторону, дополняясь при этом специальными предметами по профессиональной аппаратуре и технологии. В Академии имени Гнесиных основным требованием к поступающим является наличие музыкального слуха.

Многие звукорежиссеры получали необходимые знания и умения не в университетах, а на местах, например в радио- или телестудиях. Наталья Кузьмина, работник "Эха Москвы", вспоминает: "Я начинала работать звукооператором в 14 лет. Моя мама была диктором немецкой редакции иновещания, где я себя и попробовала, поработав три месяца учеником. Через два года я туда вернулась, опять же учеником на ученическую зарплату, которую получала до 18 лет. Потом я стала профессиональным оператором третьего разряда. В наше время не было никаких вузов, которые обучали бы звукорежиссеров и операторов, все знания давались на месте. У меня до сих пор нет специального образования".

Учим спектакли наизусть

Профессия звукорежиссера специализирована по направлениям кино и театр, телевидение и звукозаписывающая студия, эстрада и радио. От направления деятельности зависит и зарплата тех, кто работает со звуком. Самую скромную получают театральные звукорежиссеры - не более 30 тысяч рублей в Москве и от 5 до 8 тысяч в регионах, хотя, конечно, многое зависит от театра.

Эти специалисты практически наизусть знают репертуар театра. А как иначе? Если по ходу пьесы актер падает, с пульта режиссера должен раздаться соответствующий сопроводительный звук из заранее расписанной звуковой партитуры. Можно представить, как специалисты, работающие в театре, любят спектакли, которые озвучивают.

Звукорежиссерам других направлений тоже приходится бороться со сложностями, например с плавающим звуком на концертной площадке, с оговорками ведущих на радиостанциях, но уже за большие деньги: их зарплата может достигать и 90 тысяч рублей.

В регионах нашей страны звукорежиссеры востребованы в основном на телевидении и радио, получают они в среднем около 15 тысяч рублей. Им приходится искать дополнительные источники доходов: озвучивать концерты на стадионах, набережных и площадях. Один вечер работы стоит до 18 тысяч рублей.