Овербукинг распространен во всем мире. Не надо думать, что авиакомпании, продавая одно место в самолете двум пассажирам, хотят банально нажиться. Ведь тем, кому не хватило места, деньги возвращают. Причина в том, что часть пассажиров в последний момент сдают билеты. Ну решил человек провести весенние каникулы в другом месте, отказался от курорта и рванул на дачу. А поскольку по статистике таких отказов бывает от 3 до 10 процентов на каждый полет, а на майские и новогодние праздники еще больше, то самолет отправится в рейс недогруженным, авиакомпания потерпит убытки. Вот перевозчики и страхуются, продавая по два билета на некоторые из кресел.
Как правило, перевозчики заранее изучают ситуацию на конкретном рейсе, определяют, сколько могут продать "лишних" билетов, и овербукинг проходит гладко. Но как быть, если вы приехали в аэропорт и узнали, что "мест нет"? В этом случае авиакомпания должна вам не только деньги за билет, но и компенсацию за беспокойство.
Чтобы защитить пассажира в такой ситуации, еще 1929 году была принята Варшавская конвенция, а затем в Гааге в 1955-м - изменения к ней. В соответствии с этими документами каждая авиакомпания обязана возместить пассажиру не только цену билета, но и "разумные расходы на проживание, питание, средства связи и наземный транспорт в аэропорт и из него, а также компенсировать любой другой понесенный ущерб в размере, не превышающем 100 долларов в день". А в этом году Евросоюз ввел еще более жесткие правила в отношении перевозчиков. Теперь если вы летите европейской авиакомпанией или любой другой с территории ЕС, то имеете право потребовать денежную компенсацию за свое ожидание. Компания должна заплатить 250 евро, если расстояние полета не превышает 1,5 тысячи км; 400 - при расстоянии от 1,5 до 3,5 тыс. км и 600 - свыше 3,5 тыс. км. При этом, если ближайший доступный рейс будет только на следующий день, вас обязаны поселить в гостиницу и оплатить питание. Выплата осуществляется в виде ваучера, который можно обналичить либо в офисе авиакомпании по прибытии, либо переводом денег на карточку.
По словам представителей российских агентств, занимающихся продажей авиабилетов, все отечественные авиаперевозчики также используют овербукинг. Только вот, к сожалению, на нашу территорию правила ЕС не распространяются. Согласно Воздушному кодексу России, за каждый час ожидания человеку, пострадавшему от двойного бронирования, положено выплатить компенсацию в размере всего лишь 25 рублей. И общая сумма не должна превышать половины стоимости билета. Правда, если отечественный перевозчик не смог вас в срок увезти из страны ЕС, тогда и ему придется выплачивать компенсацию по европейскому стандарту.