ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОМИНЬДАНА

Очевидное - невероятное. Именно так расценивают наблюдатели начавшийся визит в КНР Лянь Чжаня в ранге председателя главной оппозиционной силы Тайваня - партии Гоминьдан (ГМД). Спецрейсом из Гонконга лидер националистов прилетел в Нанкин, где воздаст почести доктору Сунь Ятсену в ходе посещения мавзолея отца-основателя республиканского Китая. Затем гость проследует в Пекин, где проведет переговоры с пригласившим его на материк председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао.

"Исторический", "революционный", "эпохальный" - китайские СМИ не скупятся на громкие эпитеты для характеристики этого беспрецедентного события в истории сложных взаимоотношений компартии и Гоминьдана. Непримиримая вражда между ними приутихла лишь в годы борьбы с японской оккупацией, но затем вспыхнула с новой силой и переросла в гражданскую войну, завершившуюся образованием в 1949 году народной республики и бегством чанкайшистов на Тайвань. Никаких официальных контактов ГМД и КПК с тех пор не поддерживали - вплоть до конца марта этого года, когда в КНР побывала делегация во главе с заместителем председателя Гоминьдана Цзян Бинкунем.
Хотя последователи Чан Кайши и не ратуют сегодня в открытую за воссоединение с материком, они все же категорически выступают против идеи независимости острова. Этим Гоминьдан в глазах Пекина принципиально отличается в лучшую сторону от сторонников правящей на острове Демократической прогрессивной партии, не скрывающей своих сепаратистских устремлений. По сути, полагает ряд экспертов, впервые после антияпонской войны КПК предлагает чанкайшистам новый союз - на сей раз против раскольников родины.
На самом Тайване переговоры гоминьдановцев с их некогда злейшими врагами - китайскими коммунистами вызывают неоднозначную реакцию. Тайбэйская администрация подчеркивает сугубо неофициальный характер межпартийных контактов Гоминьдана и предостерегает Лянь Чжаня от каких-либо обещаний либо тайных сделок с материком, затрагивающих будущее острова. Судя по опросам общественного мнения, большинство тайваньцев связывают с визитом надежду на улучшение отношений между берегами Тайваньского пролива, что особенно актуально в свете принятого недавно в КНР закона о предотвращении раскола родины.
Между тем Пекин, похоже, всерьез решил завладеть политической инициативой и взялся активно налаживать обмены с тайваньской оппозицией. Уже через день после запланированного на 3 мая окончания визита председателя Гоминьдана на материке ждут прибытия Джеймса Суна - лидера набирающей популярность на острове Народной партии.