- Георгий Сергеевич, подчас избранные народом губернаторы вели себя как удельные князья: свои законы, свое натуральное хозяйство, своя рука - владыка. Объединившись в округа, стали регионы ближе между собой? Какие проблемы это позволило лучше решать?
- Во-первых, в регионы непосредственно пришла федеральная власть. Наш аппарат находится в Москве - столице России и округа. Но, например, теперь и на Дальнем Востоке есть полпред президента, к которому любой человек может попасть на прием, - так же, как и в Поволжье, на Кавказе...
Очень важно, что совокупность усилий, включая создание округов, позволила прервать центробежные устремления и собрать страну воедино. Сегодня мы все живем в едином экономическом и правовом пространстве. Для этого потребовалось привести региональное законотворчество в соответствие с федеральным. Например, в Воронежской области действовал закон, по которому за ее пределы запрещалось вывозить сахарную свеклу. То есть самовольно устанавливались экономические границы. Теперь заезжему предпринимателю или инвестору не приходится спрашивать: какие у вас тут законы? Они едины во всех регионах - от Калининграда до Владивостока.
- Вы весь свой округ успели объехать?
- Конечно. И не по одному разу. Мы поочередно проводим в разных городах советы округа. Таким образом, губернаторы получили возможность сравнивать свою область с другими, перенимать опыт. Даже негласное соревнование началось. Это тоже сближает. Недавно собирались в Тамбове, обсуждали вопрос об обороте земель. В конце апреля состоится совет в Туле.
- Сегодня уровень жизни во многих городах резко отличается, к примеру, от Москвы. Ставится ли задача по выравниванию "сильных" и "слабых" регионов?
- Контраст с Москвой, конечно, разителен. Но это столица. Тут средняя зарплата в месяц - около 10 тысяч рублей, а в некоторых регионах по соседству она не дотягивает до 2 тысяч. Правда, не надо забывать, что в Москве все цены гораздо выше, чем, например, в Брянске. Подтянуть до уровня Москвы другие регионы - такая задача ставится, но решить ее в ближайшем будущем вряд ли удастся. В округе из 18 областей всего 4 - самодостаточные. Помимо Москвы - Московская область, Липецк и Ярославль. К ним приближаются Белгородская и Орловская области. Остальным, к сожалению, требуется серьезная финансовая поддержка федерального бюджета.
- Лидер КПРФ Зюганов утверждает, что "красные губернаторы" оказались более эффективными управленцами. Так ли это на примере Центрального округа, где в основном и проходит "красный пояс"?
- Не люблю деления на цвета. Что значит "красный губернатор"? Вот в Курске у нас Александр Николаевич Михайлов. Да, он исповедует коммунистическую идеологию - это его право. Но все решения он принимает как рыночник, а не как бывший секретарь обкома партии. В Иваново Владимир Ильич Тихонов любит говорить, что он преданный партиец, "верный сын", но при этом развивает экономику области опять же на рыночных основах. То есть строит капитализм в области. Многие руководители не разделяют коммунистических идей. Взять Тамбовскую область. Там Олег Иванович Бетин - по-моему, один из наших лучших губернаторов - относит себя к центристам. Как и Артамонов - в Калуге. Лучше или хуже - это зависит не от цвета. Руководитель должен быть умным, последовательным в своих действиях, болеть душой за дело.
- И этого достаточно для успеха региона?
- От руководителя очень многое зависит. Пример тому - Орловская область. Егор Семенович Строев - авторитетный человек, давно занимается внедрением рыночных механизмов. Поэтому область с невысоким потенциалом, в основном с аграрным уклоном, развивается весьма динамично. То же самое можно сказать о Белгородской и Тамбовской областях. А если, допустим, губернатор не желает поддерживать малый и средний бизнес, а, напротив, все делает, чтобы его придушить, там предпринимательство и не поднимется. А это не только поступления в бюджет, но и решение проблемы занятости. Не надо выплачивать пособия по безработице - надо заботиться о том, чтобы люди сами на себя, на семью зарабатывали. Разумный руководитель будет всячески поощрять малый бизнес, создавать для него нормальные условия.
- Недавно вместе с главами регионов вы ездили в Лондон за инвестициями. Уже есть какой-то практический результат?
- Мы ездили на конференцию, которая называлась "Инвестиционные возможности Центрального региона России". Наивно было бы полагать, что за два дня мы заключим договоры и к нам хлынет поток западных денег. Важно было рассказать, что представляет собой Центральный федеральный округ. Чтобы потенциальные инвесторы сориентировались, куда стоит вкладывать деньги. Дело в том, что зарубежные предприниматели, и английские в том числе, почти ничего о нас не знают. Знают Москву, Санкт-Петербург, слышали про Золотое кольцо - и все. Наша глубинка для них - темный лес. А Центральный округ - это своеобразный "локомотив" экономического развития России. Здесь около четверти научных кадров страны. Высокая концентрация промышленности при развитой финансовой структуре. Темпы роста промышленного производства превышают среднероссийский показатель. Это самый большой по численности округ - 37 миллионов жителей. Почти четверть россиян. Наконец, в него входит Москва, которая занимает первое место в стране по инвестиционной привлекательности. На нее приходится более 40 процентов в объеме притока зарубежного капитала. Но точки прибыльного вложения есть и в провинции. Регионы представили на конференции 142 конкретных проекта - их разобрали в течение двух часов, что свидетельствует об интересе инвесторов к нашей стране. Ну а наша заинтересованность в них - ни для кого не секрет. Проблем хватает. Одна из самых серьезных - обновление основных фондов предприятий. Поэтому поиск и привлечение инвестиций, в первую очередь в реальный сектор экономики, является одной из приоритетных наших задач.
Хотя после конференции прошло немного времени, из Англии уже звонят предприниматели, интересуются деталями некоторых проектов, связанных, например, с реформой жилищно-коммунального хозяйства.
- Чем наша гиблая "коммуналка" может привлечь инвестора?
- Они считают: если туда с умом вкладывать деньги, это направление может быть перспективным. Например, с президентом Европейского банка реконструкции и развития Жаном Лемьеном мы договариваемся о финансировании строительства водовода в Курске. Деньги небольшие - 50 миллионов рублей, но и их нет, а проблема с водоснабжением в городе назрела давно. Более крупный проект касается строительства туристической инфраструктуры по Золотому кольцу: отели, стоянки, рестораны. Он предусматривает создание новых рабочих мест и увеличение налогов, которые пойдут на те же социальные нужды.
Самый масштабный проект - программа жилищного строительства - рассчитан на привлечение не только внешних, но и внутренних инвестиций. Тут и потребуется 5-7 миллиардов долларов. Если мы его потянем, то поднимутся предприятия стройиндустрии, появятся рабочие места, а за счет коммерческого жилья сможем обеспечивать очередников бесплатными квартирами. Как это происходит сейчас в Москве. Есть свои интересные программы и в других областях, например, Орловской и Белгородской. Тут семье, которая хочет работать на земле, дается льготный кредит на строительство современного коттеджа со всеми удобствами. Кредит хозяева возвращают не деньгами, а произведенными в своем подсобном хозяйстве продуктами. Сдают мясо, молоко, другую продукцию. На таких условиях за три последних года в Орловской области построено примерно 7 тысяч коттеджей. Нужда в жилье в округе велика. Ряд наших банков уже выразили готовность вложить деньги в жилищное строительство, сейчас ведутся переговоры с немецкими инвесторами.
- Несмотря на интерес, зарубежных инвесторов что-то пугает?
- Они боятся повторения дефолта 1998 года. Хотя на самом деле иностранцы, которые работали в реальном секторе экономики, по сути, не пострадали. Пострадали только спекулянты. Но тогда несколько раз в год менялось налоговое законодательство. Теперь, на мой взгляд, наступила политическая стабилизация, приняты земельный и налоговый кодексы. Ситуация изменилась - и в последние два года стал ощущаться подъем инвестиций. Правда, многих останавливают наш бюрократизм, коррупция, уличная преступность. Они ведь тоже читают наши газеты, а в них мало позитивной информации.
- Недавно в Воронеже был многотысячный митинг. Доведенные безденежьем жители протестовали против резкого повышения квартплаты. Если вся реформа в жилищно-коммунальной сфере сведется к росту цен на услуги, то массовых выступлений не избежать. Наверное, не только воронежцы на пределе?
- Мы провели мониторинг социальной сферы. Задолженность по зарплате в округе сегодня составляет свыше 5 миллиардов рублей, из них бюджетникам - 446 с лишним миллионов. Самые большие невыплаты - в Воронежской области. Тут самая крупная задолженность и по детским пособиям - не текущая, а накопившаяся в прошлые годы - больше 886 миллионов рублей. Причем средства, предназначенные на пособия, зачастую расходовались на другие нужды. В такой обстановке оглушить население еще и повышением квартплаты, не разъяснив, как она будет компенсироваться субсидиями, - значило вызвать естественное возмущение. Что и получилось.
Не менее проблемной областью в округе считается Ивановская. Тут доходы на душу населения в среднем 1019 рублей, а прожиточный минимум - 1446. Задолженность по детским пособиям - больше 340 миллионов рублей. А вот самый высокий уровень безработицы - в Брянской области. Отчасти это объясняется тем, что тут много чернобыльцев, которые живут на пособия. Меньше всего безработных зарегистрировано в Туле, возможно, потому, что многие едут на заработки в Москву.
Даже поверхностный анализ позволяет сделать простой вывод: в тех регионах, где создают нормальные условия для развития рыночной экономики, где главы занимаются социальными проблемами, реформы не столь болезненны для населения.