6-летний Элиан для многих американцев, особенно для кубинских эмигрантов, превратился в некий символ. Два рыбака нашли его в океане 25 ноября прошлого года, когда его мать утонула, пытаясь бежать с ним в США, а до этого ему помогли держаться на обломках затонувшего катера дельфины. В Майами у него много родственников с той же фамилией, которые его и приютили, считая, что выполняют последнюю волю погибшей матери: ее сын должен жить в Америке. Но министр юстиции США Джанет Рино и служба иммиграции рассудили иначе: ребенком может распоряжаться только отец, каков бы он ни был.
Пять с лишним месяцев с Кубы звучали требования вернуть мальчика отцу, Хуану Мигелю. В конце концов он прибыл в Вашингтон и поселился у кубинского дипломата в пригородном особняке. Началась тяжба, в которой президент и министр юстиции США были на стороне отца.
Однако Федеральный апелляционный суд в Атланте постановил, что 11 мая он рассмотрит по существу, имеет ли мальчик такого возраста право на постоянное проживание в США, отказав при этом в постановлении о немедленном возвращении его отцу. Министр юстиции самолично держала ход переговоров под контролем. А в предпасхальное утро (американская Пасха 23 апреля), и, как сейчас выясняется, с благословения президента, отдала приказ спецназу силой забрать Элиана из дядиного дома.
И воссоединение отца с сыном состоялось - за ограждением базы ВВС "Эндрюс" под Вашингтоном.
Ко всему прочему Фидель Кастро не очень оценил услужливость Вашингтона, объявив "перемирие на один день", после которого борьба против "империализма янки" продолжится, а в конгрессе намерены провести слушания о том, как госадминистрация провела операцию по захвату Элиана, поскольку, по убеждению лидера сенатского большинства Трента Лотта, "совершенно очевидно, что применение столь грубой силы ничем не оправдано". И вообще на Кубе преждевременно празднуют победу: юридическая сторона дела не зависит ни от Рино, ни от Клинтона. По существу, решать будет суд, а он, во-первых, уже признал за 6-м ребенком "право иметь собственное мнение", во-вторых, в любом случае процесс апелляций и контрапелляций может занять многие месяцы, если не год.