Сердечно благодарю всех тех читателей, которые откликнулись на мою статью, и попытаюсь ответить на некоторые из тех вопросов, что были ими поставлены.
Прежде всего - еще раз об основной идее статьи. Она заключается в утверждении, что, с христианской точки зрения, высшей целью жизни являются духовные ценности, поскольку они вечны, и что коренной причиной всех наших страданий является измена им со стороны человека и нарушение тех нравственных и духовных законов, о которых отчасти говорит совесть каждого, но особенно полно и точно - Евангелие. Эти законы являются столь же объективными, как и законы материального мира, но они первичны по отношению ко всем прочим законам. Поэтому следование им является важнейшим условием достижения человеком полноценной жизни. Напротив, игнорирование их и перенесение центра внимания на ценности исключительно посюсторонние и стремление достичь благоденствия на земле путем научно-технического прогресса без соответствующего прогресса духовного оказывается орудием самоубийства человечества. Яркие признаки этого губительного процесса сейчас обнаруживаются уже с большой силой: проблема выживания человека приобретает все более острый и насущный характер.
В конечном счете причиной, порождающей все наши кризисы, христианство называет греховные страсти человека (слово "страсть" связано со словом "страдание"). Эти болезненные и деспотические влечения разрушают его душу и тело, искажают характер всей его деятельности. С ними человек постоянно сталкивается в жизни и своей, и других (преимущественно других, поскольку свои страсти, как правило, оправдываются). Именно о них, как убийцах человека, говорят и Христос, и святые, и все от века разумные люди всех времен и народов. Поэтому борьба с ними и воспитание в себе праведных чувств (если, Михаил Федорович Антонов, в Открытом письме мне вы их называете "высокими страстями", то, как видите, я за них, а не против), является первостепенной задачей каждого человека, а не только верующего. Следует отметить также, что материальные блага, ставшие целью жизни и вытеснившие духовные запросы, обезображивают человека, превращая его во что-то нелепое. М.Антонов очень точно подметил, что происходит с таким "богачом": "Человек, - писал он, - который в материальных благах уже не нуждается, а потребности в духовном развитии не воспитал, - страшен".
* * *
Игорю Дручину из Чувашии, который пишет: "Две трети человечества не исповедуют и не просят, чтобы Спаситель, Он же Христос, спасал их неизвестно от чего", - могу лишь сказать: прекрасно известно "от чего" каждому, кто хотя бы один день последил за своими эмоциями, словами и делами! Именно страсти - прежде всего искание славы, богатства и наслаждений - приводят людей к преступлениям. Христианство говорит об этом в полный голос. Если же кто не исповедует и не просит Христа об освобождении от тирании страстей, то об этом можно лишь сожалеть. Ибо все искренне верующие в Него и просящие всегда получали просимое в меру своей искренности. Жизнь святых, достигших бесстрастия и действительной любви ко всем, - живой и верный свидетель этого.
Достижение счастья, которого так ищет душа человеческая, невозможно без свободы от насилия страстей, прежде всего от трех названных. Ибо счастье, в конечном счете, есть радость и мир чистой души, незапятнанной совести и бескорыстной любви. Их не могут заменить никакие другие блага и тем более - мимолетный экстаз страстей, который, как наркотик, создает на мгновение иллюзию счастья, а затем оставляет человека еще более опустошенным. (Какое дают эти страсти "счастье", знает сегодня каждый из телепрограмм). К сожалению, необходимость борьбы со страстями как непременное условие действительного прогресса и достижения подлинного человеческого счастья остается, фактически, не осознанной современным человеком. Не потому ли наша цивилизация и оказалась в капкане Кризиса?
* * *
А.Советский из Тулы ставит вопрос: "Почему нас призывают верить обязательно в Бога, во Христа, в Царство Небесное (загробный рай)? Убежден, куда более плодотворна вера в Человека, в социализм, в достойную жизнь здесь, на земле".
Ф.Достоевский ответил на это "почему": "Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле". Действительно, вера в Бога и во Христа есть вера в бессмертие человеческой личности и, следовательно, в смысл жизни, ибо таковой может быть только в нескончаемой жизни, а не в смерти. Христианство и призывает: "Человек, тебя ожидает вечная жизнь, и потому, пока не поздно, готовься к экзамену вечности. Здесь, в условиях этой жизни, покажи себя Человеком, чтобы стать им навсегда". Кто этот Человек? В отличие от многих мировоззрений, предлагающих лишь абстракцию Человека, христианство дает Его живой образ - реального Человека Иисуса Христа, осуществившего идеал действительно достойной жизни, незапятнанной совести, жертвенной любви и духовной свободы. Вот почему призывают верить в Бога, во Христа и в Царство Небесное, которое скрыто внутри человека, в его душе, и доступно человеку уже здесь, а не только в "загробном рае". Неужели "достойная жизнь" социализма отвергает эти евангельские принципы человечности? (Кстати, трудно не порекомендовать работу о социализме И. Р. Шафаревича "Социализм как явление мировой истории". Соч. Т. 1.М. 1994).
Отрицание же Бога, Христа и Царства Небесного ("загробного рая") есть, по существу, отрицание смысла жизни. Очевидно, что смысл жизни может быть только в жизни. Атеистическая же вера, звучащая у А. Советского, утверждает идеологию отчаяния: "Верь, человек, тебя (и все человечество) ожидает вечная смерть!" Неужели веру в полное уничтожение личности, в вечную смерть всех и вся можно назвать "плодотворной верой в Человека, в достойную жизнь здесь, на земле"? Эта версия не в состоянии ответить даже на важнейший для нее вопрос: "Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?" А без ответа на него, с чем она остается? К чему фактически ведет логика веры в небытие Бога, Христа и Царства Небесного (вечности)? "А если нет Бога, то все позволено"? (Достоевский). Да избавит Бог от этого!
Христианство же готово ответить на вопрос: "Что нужно сделать человеку, чтобы убедиться в бытии Бога"?
* * *
А вот возражение Сергея Осеньского из белорусских Барановичей: "Так ли уж необходимы человеку идеалы и ценности, за которыми на протяжении двух тысячелетий тянется широкий кровавый след?!"
Хочется задать чисто риторический вопрос: "А есть ли такой идеал, который нельзя было бы извратить?"
Разве Евангелие, говорящее:
"Любите врагов, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный" (Матфея 5; 44,45,48), - может быть источником "кровавого следа"? Есть хорошее изречение: "Гений погибает в своих эпигонах". Так и здесь, назваться христианином не сложно (если нет гонений за это), а чтобы стать им на самом деле, требуются соответствующие его учению нравственные усилия. И там, где они не осуществляются, мы находим не христианство, а его подделку. Инквизиция, религиозные войны, костры, крестовые походы Римо-католической церкви - суть грубые искажения учения Христа, по которым узнается лишь "древо" данной церкви (Мф. 12; 33). Но логично ли судить о христианских идеалах по нехристианской деятельности одной из многих церквей (к тому же неправославной) и, тем более, переносить эту оценку на всю двухтысячелетнюю историю христианства?
* * *
М.Заватский (из Тюмени), соглашаясь, что в Библии имеется много ценного для человека, тем не менее говорит о "тягостном", "мрачном" впечатлении от нее, особенно от ее учения о "плаче и скрежете зубовном" и "геенне огненной".
Когда я прочитал о последствиях возможной ядерной войны, то мне тоже стало тягостно и мрачно на душе. Но, оказывается, что и ядерной ночи, и ядерной зимы, и прочей жути можно благополучно избежать при одном простом условии: если человечество будет жить по-человечески. И только. Точно то же условие требуется и для того, чтобы столь же благополучно избежать и "плача и скрежета зубов", и "геенны огненной"! Порядочному человеку нечего бояться тюрьмы, даже самой страшной, а каждому искренне ищущему Истины и живущему по совести и правде - геенны огненной.
Христос сказал: "Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32). Что такое хула на Духа? - Это гордое и злостное ожесточение человека против той правды, той любви и истины, которые он видит и знает. Для не желающего же раскаиваться в совершенных им злодеяниях нет, естественно, и спасения. (Это знают законодательства всех стран и народов.)
Христианство открыло миру, что Бог есть любовь и "во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деяния 10; 35). "Неужели, - восклицает апостол Павел, - Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" (Рим. 3, 29). "Христос за всех умер..." (2 Кор. 5, 15). "Ибо мы... уповаем на Бога живого, который есть спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1 Тим. 4, 10). Насильно Бог никого не спасет, тем более не погубит. Для того и дана человеку жизнь на земле, чтобы он мог свободно избрать добро или зло. А человек прежде всего, как точно сказал И.В. Киреевский, - это его вера.
* * *
И.Батраков (Липецк) называет утопией призыв "пересмотреть роковой путь развития цивилизации". Почти полностью согласен с ним. Оценивая нравственный уровень современной цивилизации, и, прежде всего, ее непреклонную приверженность культу наслаждений, я тоже полагаю, что надеяться на изменение пути нашей цивилизации - столь же утопично, как и на то, что можно убедить всех людей стать праведниками. Однако при всем этом есть одно "но".
Как известно, утопией называют то, что не имеет и не может иметь места в реальной жизни, что несбыточно и потому, по меньшей мере, неразумно. Потому и хочется спросить: а не утопично ли делать все возможное для спасения безнадежно больного? Не правильнее ли было бы оставить умирать самого близкого человека и не тратить на его бессмысленное лечение ни силы, ни средства? Или - разумно ли чтить тех, кто, невзирая на очевидную невозможность победить неправду, делал все возможное, борясь за истину и правду до конца, до смерти? Не безумно ли преклоняться перед теми, которые, жертвуя собой (а могли бы этого и не делать), спасали жизнь других? Ответ на эти и подобные им вопросы один: хотя все это и не рационально, тем не менее глубоко правильно. Почему?
Оказывается, в человеке живет могучий нравственный закон любви, который выше ratio, выше всех прочих законов жизни и самой этой жизни, и его исполнение всегда свидетельствует о высшем достоинстве человека. Его и возвещает христианство в качестве основополагающего принципа человеческой жизни, и к осуществлению его призывает каждого человека, несмотря на все т.н. "разумные" противоречащие доводы. Впрочем, христианство с самого его рождения упрекают в "безумии". Апостол Павел в I веке писал об этом: "А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1 Коринфянам 1; 23).
Вот та причина, по которой и две тысячи лет спустя христиане продолжают выступать с "утопичными" призывами к миру изменить жизнь, "пересмотреть роковой путь развития цивилизации", чтобы не погибнуть страшной смертью.
* * *
С.Петрову, москвичу, спрашивающему: "Осознает ли Церковь свою особую, действительно спасительную роль в это страшное время", - отвечу кратко. Церковь не только осознает это и насколько способна действует, но и не может не делать все возможное для духовного возрождения нашего народа. Не может потому, что первейшей и основополагающей заповедью Христа является любовь. А любовь всегда активна.