«Золото скифов» взяли в плен

 Вернет ли Голландия сокровища Черноморья обратно в крымские музеи?

Мало кто сомневался, что переход в состав России такой жемчужины, в том числе культурной, как Крым, обойдется без международных скандалов. И вот первая буря в культурном сообществе грянула: Голландия объявила, что шедевры скифского декоративно-прикладного искусства, находящиеся в амстердамском Рейксмюзеуме на выставке «Крым: золото и секреты Черного моря», вернутся не на российский полуостров, а в незалежную Украину. В том, где сейчас сокровища и что их ждет, разбирался «Труд».

Первым беспокойство о судьбе золота скифов из музеев Крыма выразил в своем заявлении во вторник генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Дело в том, что договор о проведении выставки в Амстердаме (она началась в феврале) был подписан задолго до того, как политическая ситуация на Украине начала катастрофически меняться. Экспонаты были предоставлены шестью музеями: двумя киевскими – Национальным историческим музеем Украины и Музеем исторических драгоценностей, и четырьмя крымскими – Центральным музеем Тавриды в Симферополе, Бахчисарайским и Керченским музеями-заповедниками и национальным заповедником «Херсонес Таврический» под Севастополем. Успех у выставки, как можно догадаться, колоссальный. Но…

До окончания срока действия выставки еще пять месяцев – она должна закрыться в сентябре. Но уже сейчас администрация амстердамского музея заявляет, что поскольку ЕС, членом которого являются Нидерланды, крымский референдум не признало и в обозримом будущем признавать не намерено, все эти сокровища по-прежнему принадлежат Украине, а следовательно, должны быть возвращены министерству культуры Украины, сиречь – в Киев. Интернет-издание «Пресса Украины» эту информацию подтверждает. И не без ехидства добавляет, что «руководство крымского Центрального музея Тавриды уже начинает осознавать, что оно практически на 99 % потеряло для себя эту уникальную коллекцию».

Некоторая доля лукавства в подобном утверждении есть. Сложившуюся ситуацию специально для «Труда» прокомментировал признанный эксперт в музейном деле, директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин:

– Все зависит от того, кто подписывал договор об организации выставки. Если там стоят подписи директоров музеев, предоставивших свои экспонаты, или если от имени крымских музеев его подписал министр культуры Крыма, то по всем международным законам коллекции должны вернуться по принадлежности: киевские – в Киев, крымские – в Крым, невзирая на то, что в момент подписания он был частью Украины, а теперь – России. Если же документ подписывали чиновники минкульта Украины, с возвращением крымских коллекций возникнут определенные сложности.

Министр культуры Крыма Арина Новосельская на вопрос «Труда» отвечать не стала – попросила взять паузу для выяснения всех обстоятельств. А вот ее киевский «коллега» – актер Евгений Нищук, «золотой голос Майдана», в зачет своих заслуг перед площадной революцией поставленный на пост министра культуры, заметно нервничает (стилистика автора в его интервью «Прессе Украины» сохранена): «Те музейные экспонаты, которые повезли на выставки в другие страны, обычно, по закону, должны возвращаться на место. Но у нас есть сигналы, из-за которых мы внесли от министерства культуры постановление... чтобы решение, куда должны возвращаться эти музейные экспонаты, оставалось правом министерства культуры».

25 апреля на брифинге, устроенном в ходе пленарного заседания Координационного совета по культуре при Минкульте РФ, заместитель министра Алла Манилова на вопрос о судьбе скифского золота ответила, что пока оснований для беспокойства нет – выставка в амстердамском музее продолжает функционировать согласно существующим договоренностям, никто ее пока не сворачивал и сворачивать не собирается.

На момент верстки номера наш источник в Министерстве культуры РФ подтвердил, что здесь следят за ситуацией и, если возникнет необходимость, предпримут соответствующие действия. Какие именно, нам не пояснили. Можно только строить предположения. Стоит учесть: международная музейная практика исходит из того, что культурные ценности не должны быть вовлечены в орбиту политических или (упаси бог!) военных конфликтов.

Тем не менее основания для беспокойства, на наш взгляд, все-таки имеются. Рано или поздно выставка закроется, бесценные экспонаты сложат в ящики и... Ходят слухи, что часть коллекции уже вывезена тайком из Амстердама в Киев, более того, новоиспеченные киевские властители уже якобы заложили ее в качестве гарантийного обеспечения будущих кредитов от единой Европы. Ни подтвердить, ни опровергнуть их никто из музейного сообщества не берется. Однако все, с кем нам удалось поговорить на эту тему, единодушны – это был бы самый трагический сценарий развития событий: раритеты осядут в частных коллекциях европейских, а то и вовсе заокеанских ценителей прекрасного, и они будут надолго, а может и навсегда, утрачены как для ученых, так и для широкой публики.

Чем завершится «скифское противостояние», пока можно только гадать. Директор одного из крупных федеральных музеев, попросивший его фамилию не называть, высказался весьма категорично: «Даже если под договором стоят подписи киевских чиновников, все на самом деле будет зависеть не от позиции руководства Амстердамского музея, а от решения правительства Нидерландов. В конечном итоге все сведется к тому, захочет ли Голландия осложнять свои отношения с Россией, особенно если учесть, что в Евросоюзе соображения экономические пока сдерживают политические амбиции».