Судьба особняка на Старой Басманной, 36, где в
Этому дому, на фоне его современников, невероятно повезло. Причем не один раз. До французского вторжения на этом месте стояла усадьба Лопухиных, выгоревшая в 1812 году дотла. Старинный род на пепелище строиться не стал. Пустующий участок в 1819 году приобрела богатая вдова, для которой за год по типовому проекту архитектора Бове со товарищи возвели одноэтажный деревянный особнячок, который она и сдала в 1824 году Василию Львовичу Пушкину. Не погости здесь у дядюшки Александр Сергеевич, снесли бы особнячок еще лет 40 назад: тогда при реконструкции центра столицы с типовой застройкой, хоть и старинной, особо не церемонились.
Но на этом полоса везения для дома не закончилась. Последующие его владельцы были людьми небогатыми, и здание дошло до нас практически в аутентичном виде. Оно даже избежало кардинальной перепланировки в эру коммуналок. А когда она минула и оставшийся без хозяев деревянный (!) дом трижды за один год горел, но дотла так и не сгорел — это вообще чудо. Сотрудники вселившегося сюда впоследствии треста Министерства жилищно-гражданского строительства СССР оказались людьми чуткими и берегли пушкинский дом как могли. В середине
Потом, правда, вышла заминка лет эдак на 15: музей «парнасского отца» Александра Сергеевича хотели открыть еще в юбилейном
Теперь у сотрудников Государственного музея Пушкина на Пречистенке есть два с половиной месяца на обустройство экспозиции, которую решено делать не мемориальной (подлинных вещей Василия Львовича осталось немного), а интерьерной, чтобы посетители смогли увидеть, как жил коренной москвич средней руки два века тому назад. Открытие дома-музея состоится 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича.
Повод для радости бесспорен. Но поневоле думаешь, а что было бы с этим уникальным (аутентичных домов с
Радуясь за «пушкинцев», получивших дополнительные 804 кв. м, вспомним и о других московских поэтических музеях, которым далеко не так повезло: музей Есенина весь умещается на 340 кв. м, музей Цветаевой — на 500. Не намного лучше дела у музеев Маяковского и Булгакова (последний, кстати, вообще не является государственным). А сколько поэтов и прозаиков, чьи имена навеки вписаны в историю Москвы, вообще не удостоились пока собственных столичных музеев?
На церемонии передачи дома В.Л. Пушкина глава департамента культурного наследия правительства Москвы Александр Кибовский поделился с корреспондентом «Труда»:
— Наша политика по снижению темпов строительства в центральной части города повышает капитализацию старых объектов: кому охота возиться с дорогим старым домом, если он может построить себе новый вне территории исторического центра дешевле и проще. Ну и наша работа по закручиванию гаек тоже дает свои результаты.
Жаль, что не всегда.