"Я ДУМАЮ, ЧТО В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ И ЯД, И МРАК"
- Вас не удивило приглашение снова сняться в "Сыщике"?
- Джуд Лоу принес мне этот замечательный сценарий Гарольда Пинтера, в котором мне отведена роскошная роль, и я просто не мог поверить в свою удачу.
- В какие глубины души вам пришлось погрузиться, чтобы изобразить ядовитый мрак этого персонажа?
- В каждом из нас есть и яд, и мрак, и если вам платят за то, чтобы вы их распознали, то я думаю, что и вам не составит труда это сделать. Я точно знаю, на что я способен, потому что у меня была не самая сладкая биография. Я вырос в плохом районе среди бедноты и преступников, так что я прекрасно знаю, что такое рафинированное насилие и жестокость в сердцах людей. Яд в моем персонаже - это жестокость, ибо когда мужчины борются за что-то, в данном случае за женщину, то очень скоро они забывают про предмет спора - их целью становится сама борьба. В такие моменты я испытываю прилив воспоминаний, и мне уже не нужно что-то искать.
- Ради таких ролей вы и продолжаете сниматься, несмотря на возраст?
- Я ушел на пенсию в 65 лет и после этого снялся уже в 15 фильмах. Но я снимаюсь только в фильмах, которые, если процитировать персонажа Марлона Брандо, "делают мне предложение, от которого я не могу отказаться". Я не мог отвергнуть сценарий Гарольда Пинтера и не мог отказаться от роли в "Тихом американце", хотя ничего не заработал на этих ролях.
"Я НИКОГДА НИКОМУ НЕ ДАЮ СОВЕТОВ"
- Трудно ли найти такие роли?
- Трудно. Но вот недавно я снялся в фильме "Здесь кто-то есть?". Это небольшой британский фильм, история десятилетнего мальчика, чьи родители владеют домом для престарелых. Мальчик там живет, и, конечно же, все его друзья - старики. Не успеет он с кем-то познакомиться и подружиться, как этот человек умирает. Вскоре мальчик вооружается фонариком и диктофоном и начинает искать духов умерших друзей. Через некоторое время в доме престарелых поселяется старый маг, который помогает мальчику разыскать его умерших друзей. Это просто очаровательная история, поэтому я в ней и снялся, хотя денег она мне не принесла никаких.
- Получается, что, когда вы стали выбирать роли по душе, начался один из наиболее плодотворных периодов вашей карьеры?
- О да. Пожалуй, даже самый плодотворный период, ибо у меня есть свобода выбора и мне не надо думать о деньгах.
- У вас есть свой дом и сад, и, наверное, вытащить вас из дома непросто?
- Иначе и быть не может. Роль должна быть стоящая, иначе я просто не сдвинусь с места.
- Не удивляет, что вы, ребенок из бедной пролетарской семьи, достигли высот актерской карьеры?
- Я просто изумлен. Когда люди спрашивают меня: "Ты веришь в Бога?", я говорю: "На моем месте вы бы тоже в Него поверили". В конце концов, кто-то там наверху присматривает за мной, иначе я никогда не стал бы тем, кем являюсь сейчас.
- Делитесь ли вы своим опытом с молодыми актерами?
- На днях кто-то уже спрашивал меня: "Вы гораздо старше Джуда, вы советовали ему, как лучше играть роль, которая когда-то была вашей?" Конечно же нет. Я никогда никому не даю советов. И еще. Девяносто процентов советов, которые я сам получил в жизни, гласили: "Да брось ты это! Оставь. Хватит, сдавайся. У тебя все равно ничего не выйдет, Майкл". После этого я порой смотрел на свое отражение в зеркале и думал: "Мне кажется, что они правы". Наверное, во мне есть капля безумия, ибо любой человек, в ком есть хотя бы десять граммов разума, сдался бы. Мне пришлось промучиться девять долгих лет, потому что я не учился в академии. Я просто играл маленькие роли - ну, знаете, дворецкий войдет и скажет: "Кушать подано". Я всегда играл роль полицейского, который в самом конце приходил, арестовывал кого-то и говорил: "Пройдем со мной, паренек". Я был очень ловкий и надевал наручники, как профессиональный полицейский.
- Что подвигло вас не сдаваться?
- Думаю, что волшебство, которое творилось в кинотеатре. Я принадлежу к первому поколению актеров, чье знакомство с искусством произошло не только в театре, но и в кинотеатре. Знаете, когда вы читаете биографии таких старых английских актеров, как Оливье, Гилгуд, Ральф Ричардсон, то они начинаются приблизительно так: "Моя няня повела меня в театр, занавес поднялся, и я понял, кем мне суждено быть в этой жизни". У меня все было не так. Мне было четыре года. Я пошел на трехпенсовый киносеанс, занавес раздвинулся, и на экране появился Лоун Рейнджер, а потом все потемнело. Кто-то уронил на меня свое черное пальто с балкона - вот так и началась моя карьера в кинематографе. (Смеется.)
- Что вы думаете о мастерстве молодых актеров?
- Они бесподобны! Но посмотрите на Джуда Лоу - ведь он прекрасный актер, но он никогда не получает хороших рецензий, потому что слишком хорошо выглядит. (Смеется.)
- Давать интервью для вас труднее, чем сниматься?
- Да. Но я давал их, например, когда нужно было раскручивать первого "Сыщика".
- А Лоуренс Оливье помогал вам в этом?
- Нет, он ничего не делал.
- Рассказывают, что во время съемок первого фильма вы смотрели трансляцию матчей из Уимблдона...
- ...в своей гримерной. Оливье зашел и удивленно спросил: "Ты смотришь телевизор?" Я ответил: "Надо же что-то делать в перерывах между съемками, скучно ведь". Он был явно удивлен, что я не учу свою роль в свободное от съемок время. Однако он спросил: "Могу я иногда заходить к тебе и тоже смотреть телевизор?" На что я ответил: "Ларри, даже если меня здесь не будет, то ты всегда можешь зайти и посмотреть телевизор - я оставлю дверь открытой".
НАШЕ ДОСЬЕ
Майкл Кейн (сэр Морис Джозеф Майклуайт), сын портового грузчика и уборщицы, родился в 1933 году в Ротриде, близ Лондона. Один из самых известных британских актеров. За роли в фильмах "Воспитание Риты" (1983), "Отпетые мошенники" (1988) и "Голосок" (1998) был трижды награжден "Золотым глобусом". За роли в фильмах "Ханна и ее сестры" (реж. Вуди Аллен, 1986) и "Правила виноделов" (1999) получил двух "Оскаров". В 2000 году был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари.
У Кейна семь собственных ресторанов - шесть в Лондоне и один в Майами. В этом году Кейн вместе с женой Шакирой отметят 35-летие со дня свадьбы. Актер встретил свою будущую жену, Мисс Гайана, на съемках рекламного ролика для фирмы Maxwell House. У них родилась дочь Наташа. У актера есть еще одна дочь Доминик от первого брака с актрисой Патрицией Хайнс.