В 2008 году в Великобритании вспыхнула эпидемия смертельного вируса, быстро превращающего человека в кровожадную губку. Правительство, видимо, наученное современными ужастиками, действует решительно: очаг распространения вируса (то есть всю территорию нынешней Шотландии) обносит высокой стеной и, заварив ворота, оставляет население погибать. Через тридцать лет ситуация немногим лучше: страна в международной изоляции, у власти фашиствующие подонки, народ вот-вот поднимет восстание. Вдобавок прямо в центре Лондона находят нескольких зараженных, а значит, все было напрасно. В зоне карантина, наоборот, кажется, осталась какая-то жизнь, а значит, есть надежда, что одержимый доктор Кейн (Малкольм Макдауэлл), в разгар эпидемии запертый с остальными, нашел-таки лекарство. В сумеречную зону посылают зондеркоманду под командованием суперсолдатки Иден Синклер (Рона Митра) с заданием найти вакцину.
Ожидаемое сходство с "28 дней/недель спустя" Бойла/Фреснандильо (усиливающееся за счет обширной эксплуатации британских реалий) иллюзорно: жертвы свирепого вируса тут встречаются лишь в экспозиции и - для поддержания интриги - в середине. И не стоит думать, что перед нами очередной зомби-хоррор. Английский режиссер Нил Маршалл, жутко уважаемый в кругах любителей хорроров, в последнем своем фильме сумел выйти за пределы жанра. Его прошлые картины - "Псы-воины" (2002) и "Спуск" (2005) - рассказывали о том, насколько простыми становятся сложные человеческие отношения перед наступлением новой жути. В "Судном дне" же очень быстро выясняется, что на самом деле человек гораздо страшнее любого вируса. В санитарной зоне, куда заслали майора Синклер, люди вместо того, чтобы вымереть, сбились в весьма причудливые сообщества. С одной стороны - мародеры с обликом и повадками панков, практикующие каннибализм. С другой - последователи выжившего из ума Кейна, на обломках цивилизации выстроившие карикатурное средневековье. А непутевая команда спецназовцев основную часть фильма попеременно удирает то от одних дикарей, то от других, заодно играючи перескакивая между кинематографическими вселенными.
К третьему фильму Маршалл окончательно перестал стесняться своего киноманства, и "Судный день" - это во многом игра режиссера в свои любимые фильмы. Чтобы в нее включиться, не нужно какой-то неординарной эрудиции. Цитаты тут доступные и развернутые: каждый эпизод - маленький кусочек из культового кино. Вот прибежали панки из "Побега из Нью-Йорка", вот брутальная автопогоня из "Безумного Макса" (с участием, заметьте, новенького "Бентли"), а вот поединок на арене замка из "Зловещих мертвецов 3". Популярность фильмов Маршалла, и "Судного дня" в частности, объясняется, впрочем, далеко не одним только киноманством. Этот режиссер умеет сочетать смачную расчлененку и здоровый юмор и, главное, может похвастаться мастерством крепкого ремесленника голливудского уровня.
Это только кажется, что получить удовольствие от этой вакханалии смогут главным образом те, кто существует в той же системе координат, что и режиссер. Чтобы идти на фильм, вовсе не обязательно быть киноманьяком, интересно здесь не бесконечное обыгрывание фактов и цитат, а бодрый боевик, в котором теме всеобщей гибели неожиданно удается придать новый поворот. С другой стороны, все жанровые игры тут затем же, зачем в мире существует фильм "Типа крутые легавые": напомнить, что кто не смотрел с лучшим другом и пивом "На гребне волны", тот дурак.