АЛЕКСАНДР Ф. СКЛЯР: "Я НЕ САМОВЛЮБЛЕННЫЙ КРЕТИН"

Один из самых известных российских рок-музыкантов Александр Ф. Скляр успешно прошел 50-летний рубеж. Проблему с гостями лидер группы "Ва-Банкъ" решил кардинально - в день рождения он всех пригласил на свой концерт в клуб "Б2". Сразу после выступления Скляр дал интервью корреспонденту "Труда-7" Анне Федоровой.

"БЕЗ ТРАГЕДИИ НЕТ АРТИСТА"
- Последнюю пару лет Александр Ф. Скляр был неоднократно замечен в роли ведущего разных кинопрограмм. Вы решили сменить жанр?
- По-моему, это то, что называется медийная персона (я прочитал об этом в какой-то очередной умной книжке). Медийную персону стараются использовать все кому не лень. Есть программы, на которые я не хожу принципиально, потому что мне это кажется пустой тратой времени. Например, любые ток-шоу. Меня заинтересовали только два проекта, в них я, собственно, и появился. Во-первых, мне предложили вести программу "Другое кино. Страх" Игоря Лебедева на ТВ-3. Это произошло случайно, но, как оказалось, было точное попадание в меня. Хоррор - жанр прикольный. И фильмы показывали не абы какие. Второе появление на экране произошло еще более случайно. Впервые на федеральном канале, на "Культуре", несколько ребят неожиданно сумели пробить показ классических рок-н-ролльных фильмов-концертов: возвращение Элвиса Пресли на большую сцену в 68-м году, фильм с Джорджем Харрисоном о Джоне Ленноне, один из последних концертов Queen и картину о Рое Орбисоне. Ну как я мог от такого отказаться? Я Элвиса Пресли увидел абсолютно другими глазами. Наконец-то понял роль Йоко Оно в отношениях Джона Леннона и "Битлз". И я благодарен этому проекту за то, что смог переосмыслить кое-что в себе лично. Я даже не говорю о том, что за каждым из персонажей стояла личная трагедия, так как без трагедии или без очень глубокого переживания вообще нет артиста.
- Вы ведь не только ведущий программ, но и снимаетесь в фильмах.
- Тот же Игорь Лебедев снял фильм по собственному сценарию, который называется "Закрытое пространство". И предложил мне роль психотерапевта - маленькую, но прикольную. Предложил без всякого кастинга, видимо, где-то меня видел или представлял, что ему нужен именно такой персонаж. Я прочитал сценарий: современная психологическая драма, мой герой - прожженный циник, в некотором роде шарлатан, но умеющий хорошо себя подать в продажном мире. Он кое-чего по верхам нахватался, но ни в какие внутренние трудности героя не влезает, а у того действительно большие проблемы. Так что три эпизодических включения и составляют мою работу в кино.
"Я МНОГОЕ ВЫВАЛИВАЮ НА ПУБЛИКУ"
- Вы считаете себя объективным человеком по отношению к собственной персоне?
- Конечно, я не все свои достоинства и недостатки вижу. По крайней мере я не самовлюбленный кретин, который предпочитает, чтобы все вокруг им восторгались. Этого точно во мне нет и никогда не было.
- Я к тому, что даже легким в общении людям с возрастом становится сложнее контролировать себя. У вас бывает такое ощущение, что невозможно сдерживать что-то в себе?
- Я многое вываливаю на публику, действительно иногда сдержаться сложно. Например, я никогда не был чужд иронии и самоиронии, но мне всегда претила идея скоморошества на сцене. Отчасти это связано с тем, что на сцене и так слишком много скоморохов, людей, выходящих только для того, чтобы рассмешить публику. Я не комический персонаж, но время от времени почему-то нужно исполнять роль, которая мне все меньше и меньше нравится. А я очень ревностно стал относиться к тому, что мне хочется исполнять на сцене. И если раньше я довольно спокойно через себя перешагивал, сейчас это сделать практически не могу. Надеюсь, что не превращусь в брюзжащего стареющего артиста, негативно относящегося к действительности.
- Вы сказали, что каждый музыкант испытывал некую трагедию перед тем, как стал чем-то большим. В вашей жизни тоже была трагедия?
- Я не ставил бы так вопрос. Внешне у меня все нормально. Я скорее имею в виду сильные переживания, которые ты выносишь на публику. Слава Богу, что журналисты не настолько глубоко копаются в личной жизни, да и я, наверное, им не даю внешних поводов. А те, кому что-то известно, они, что называется, "лояльная пресса". Но тяжелую болезнь моего папы, которая его постигла, когда мне исполнилось 49, и продолжающуюся до настоящего времени, конечно, можно рассматривать как трагедию. Это то, что со мной находится постоянно, влияет на мое видение мира. Есть и другие моменты, связанные с моим очень близким другом и учителем Евгением Всеволодовичем Головиным (автор песни "Эльдорадо" и постоянный соавтор в сольных работах. - "Труд-7"). То есть так получилось, что в этот переход 49-50 сконцентрировался целый ряд моментов, вдруг изменивших личную жизнь кардинальным образом. Я дожил до такого периода, когда не только те люди, которых ты уважал заочно, как Высоцкий или Вертинский, но и твои современники начинают довольно активно уходить из жизни. Недавний пример - Егор Летов. Я читал последнее его интервью, и оно пронзило меня своей новой мудростью, человеческой измененностью, которую я раньше у него не встречал. И мне показалось: теперь неплохо было бы с этим человеком поговорить, а он вдруг раз - и ушел. И ты начинаешь все переосмысливать в своей жизни.
- И вы просто сидите на стуле и размышляете?
- Иногда действую. Я почему-то неожиданно вспомнил о Диамант Галлас. О том, как не состоялся ее последний концерт в Москве. И буквально вчера взял и написал ей письмо, а она мне уже сегодня ответила. Ответила очень странно, сухо. Ей показалось, что тот ее визит, когда она отменила концерт, был очень негативно воспринят здешней публикой и никто не встал на ее защиту. В этом письме, очень маленьком, очень коротком, сквозит ее обида. А я постарался, как мог, прояснить ситуацию, потому что мне кажется, что мы не должны терять связи с такими выдающимися артистами. И если нам удалось уже второй раз вытащить Игги Попа, то мы точно должны попытаться пригласить в Россию Диамант Галлас. Думаю, что наша переписка неспроста возникла.
"Я НЕ СТАЛ БЫ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО "ВА-БАНКЪ" БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"
- Александр, чем вы порадовали себя и слушателей на свой 50-летний юбилей?
- Была подготовлена принципиально новая программа. Я пригласил близких по духу музыкантов и соратников, и мы исполнили совсем новые вещи. Старые номера прозвучали в неожиданных аранжировках. Вполне вероятно, что эта программа продолжит жить, что это будет не разовый концерт.
- Александр, в последнее время вы все чаще выступаете один, без группы "Ва-Банкъ". Больше того, поговаривают, что группа, возможно, и вовсе перестанет выступать.
- Я не буду сейчас комментировать информацию, пришедшую от кого-то, потому что считаю: факт существования или несуществования группы должен решаться не в приватных беседах, а только через публичное заявление. Никаких публичных заявлений группа "Ва-Банкъ" не делала и, насколько я понимаю, в ближайшее время делать не собирается. Давайте поживем и посмотрим, что с нами будет происходить. Я могу сказать только одно: концерт, который я подготовил к своему 50-летию в "Б2", действительно не был связан с группой "Ва-Банкъ". Сейчас меня больше интересует сольная программа. С другой стороны, такой период переживают очень многие артисты, когда группа на какое-то время будто уходит в тень, перестает активно работать. Понятно, что западный шоу-бизнес очень сильно отличается от нашего и у нас нет такого понятия, как вписанность в какие-то мероприятия. Группа просто существует, но некоторые моменты, связанные с моими ощущениями, вполне могут видоизменить и "Ва-Банкъ", и основную идею группы. Но я не стал бы утверждать, что "Ва-Банкъ" больше не существует, давайте мы о нем забудем и откроем новую страницу. Я считаю, что все новые страницы мы должны открывать, не закрывая старых. И что получится с группой, посмотрим чуть погодя. Так или иначе, "Ва-Банкъ" - это отлаженный механизм, это бренд, который в любой момент может начать существовать снова.
- Возвращаясь к музыке, какие из программ вы оставите в своем активе? Какие представляют для вас наибольший интерес?
- Безусловно, я оставляю в своем активе Вертинского "Ракель Меллер. Прощальный ужин" - программа, которую мы сделали с Глебом Самойловым. Она нравится и мне, и Глебу, мы хотим ее играть, и мы готовы ее играть не только в Москве, но и в других городах. Остается моя программа, связанная с сугубо живыми инструментами, построенная на песнях из моего сольного творчества, с вкраплениями наиболее важных для меня номеров из репертуара Вертинского, Утесова, Козина. Не знаю, как будет жить программа, которую я сегодня исполнил, - пока это скорее эксперимент, а у нас нынче ни в чем нельзя быть уверенным. Да и весь "Ва-Банк" также готов к действию. Просто когда у тебя так много всего, иногда приоритеты смещаются. Сейчас, как говорил Том Уэйтс, главное - просто не останавливаться, двигаться дальше. И я стараюсь двигаться дальше в тех направлениях, которые мне кажутся наиболее перспективными и интересными.
НАШЕ ДОСЬЕ
Александр Скляр придумал добавлять "Ф." (Феликсович) перед фамилией, чтобы его не путали с актером Александром Скляром. В 1979 году Саша окончил факультет международных экономических отношений МГИМО и с 1980 по 1985 год работал дипломатом в Северной Корее, а затем бросил карьеру ради музыки. Начинал гитаристом групп Василия Шумова "777" и "Центр". В 1986 году создал собственный проект "Ва-Банкъ". В середине 1990-х параллельно начал сольную карьеру. Долгие годы он возглавлял движение "Учитесь плавать", пропагандирующее здоровый образ жизни. В 1995 году по опросу радио Maximum песня "Эльдорадо" вошла в число 50 лучших песен года. В конце 1999 года вышел альбом группы "Ва-Банкъ" "Нижняя Тундра", созданный при участии Виктора Пелевина.