ДУХОВНЫЙ ПЛАСТЫРЬ

С 1 сентября 2009 года в школах появится обязательный предмет - "Духовно-нравственная культура". Об этом заявил замминистра образования России Исаак Калина.

Концепция нового предмета покамест не разработана, для преподавания требуются 400 тысяч учителей с предполагаемой нагрузкой по 2 часа в неделю на класс.
А классов будет много - со второго по одиннадцатый включительно. То есть 20 часов не Бог весть что, конечно, но на хлеб хватит. Непонятно одно: чему этот учитель будет учить.
Сказался вечный ужас нашего начальства любого уровня перед факультативностью, необязательностью, добровольностью. Все почему-то убеждены, что, предоставь они детям свободный выбор - дети тут же умчатся гонять в футбол. Представить, что десять человек из класса отправятся на урок "Основы православной культуры" разговаривать со священником о смысле жизни, чудесах Ветхого и глубинах Нового Завета, никто не в состоянии. В результате вместо внятного и вменяемого факультатива - необязательного для представителей других конфессий - имеем предельно невнятный предмет для всех. История религии? Правила поведения? Основы любви к Родине? Проблема в том, что каждое из трех слов в сочетании "Духовно-нравственная культура" обладает той степенью расплывчатости, при которой каждый из 400 тысяч будущих учителей сможет насытить его сугубо личным содержанием. И если историю, обрядность и Предание конкретной конфессии вполне можно изучать где угодно, то неформулируемую духовную культуру нельзя преподавать в принципе, и особенно в школе, где в силу методических причин выше всего ценится конкретика. Подождем концепции, конечно, но как вы яхту назовете, так она и поплывет. Стиль этого плавания уже различим. В школу мог прийти духовный пастырь, а предлагается, боюсь, духовный пластырь.
Будет еще один предмет, лишний час, проводимый в школе. Будут расплывчатые словеса о необходимости Бога в душе. Будет, наверное, экуменическая проповедь равноправия всех вер и непринципиальности их различий (замминистра уже призвал подходить к преподаванию без фанатизма). А уж представить себе контроль успеваемости... Как могут формулироваться экзаменационные вопросы по духовно-нравственной культуре? "Оправдание добра"? "Шесть доказательств бытия Божия"? "Историческая необходимость Самодержавия, Православия, Народности и матери их Безальтернативности"? Теряюсь. Как можно в рамках одного курса совместить историю католичества, православия, иудаизма и, допустим, буддизма, не понимаю вообще. Холодный, научный подход к религии, их сравнительный анализ и поиски генезиса - легкая задача для атеиста, но атеистов у нас, кажется, и так хватает.
В общем, это будет даже заунывнее, чем принудительный гимназический Закон Божий, во время которого многие машинально-православные завидовали освобожденным от него иудеям. Теперь не будет ни эллина, ни иудея - только духовность, обязательная для всех. Бессодержательная и пустая, как душа человека, так и не научившегося доверять собственным детям.