НАРОД И АКАДЕМИКИ ЕДИНЫ

"Как всегда, ждем в гости сэра Пола Макартни, а также сэра Элтона Джона и примкнувших к ним баронесс Николь Кидман и Уму Турман. Но, боюсь, чрезмерная занятость помешает им принять участие в нашем шоу". Так отшутился известный острослов, художественный руководитель "Ники" Юлий Гусман на мой вопрос, чем будет удивлять двадцатая и, стало быть, юбилейная церемония вручения кинематографических наград.

"Ума Турман", впрочем, на церемонии все же появилась. Но это оказалась не знаменитая голливудская кинодива, а популярная отечественная рок-группа, которая с присущим ей драйвом выступила в самом начале представления. Юлий Гусман задумал юбилейное шоу как стремительный театрализованный спектакль, в котором забойная песня соседствует с лихой репризой, концертный номер перемежается отточенной речью, а праздничные здравицы не отменяют ностальгической интонации, столь уместной на юбилейной церемонии.
Так было в замысле. Но подвели "исполнители", которые неожиданно повели церемонию в другом направлении. Президент "Ники" Эльдар Рязанов, сдававший на юбилейной церемонии свои полномочия, решил во вступительном слове высказать все, что у него накипело на душе. А накипело много. В итоге получился "коротенький, минут так на сорок", доклад о нашем многострадальном кино, из которого "ушли гуманизм, любовь к человеку, особенно к маленькому человеку". "Мы делаем хмурое, злое, часто натуралистичное и, главное, необаятельное кино", - заключил Эльдар Александрович.
Столь же пространно, хоть и на другую тему, высказался и новый президент академии Алексей Баталов. Надо ли удивляться, что праздничная церемония в какие-то моменты стала походить то ли на дискуссионный клуб, то ли на рутинный пленум Союза кинематографистов. Неудивительно, что после первого отделения, которое растянулось на добрых три с половиной часа, из зала начался постепенный исход зрителей. И хотя во втором отделении Гусман железной рукой и хлесткой шуткой бывалого кавээнщика навел на сцене порядок, хотя дальше на ней без устали резвились Максим Галкин с пародиями, Дмитрий Быков со стихами, Георгий Боос с гитарой, тем не менее юбилейная церемония, стартовавшая в шесть часов вечера и завершившаяся около часа ночи, оказалась, как ни печально, самой длинной и сумбурной за последние годы...
Что касается результатов "Ники", то их, в общем, можно было легко предсказать. Лидером по всем статьям оказался замечательный, примиривший и "консерваторов" и "новаторов" фильм "Остров" в постановке Павла Лунгина. Режиссеру, давно живущему в Париже, которому часто пеняли за отсутствие патриотизма, незнание реалий нашей жизни, понадобился опыт французского "отшельничества", чтобы снять пронзительный и мудрый фильм об отшельниках настоящих - монахах, живущих на уединенном северном острове, искупающих свои грехи (и, надо думать, грехи несовершенного человечества) тихой молитвой и неустанным покаянием.
Этот фильм, уже принятый народом после триумфального показа по каналу "Россия", когда он побил все мыслимые и немыслимые рейтинги, получил от киноакадемиков шесть "Ник". В том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Петр Мамонов, выходя получать награду, признался, что по этому случаю даже погладил брюки), лучшую операторскую работу (Андрею Жегалову награда, увы, досталась посмертно), лучшую роль второго плана (Виктор Сухоруков, к сожалению, на церемонию не явился, у него накануне случился сердечный приступ)...
На долю других талантливых и ярких лент (вопреки мрачному пессимизму Рязанова минувший год был богат на творческие удачи) остались не столь значимые награды. Так, фильм "Изображая жертву", победивший на сочинском "Кинотавре" и на Международном кинофестивале в Риме, был отмечен лишь за лучшее исполнение женской роли второго плана (Лия Ахеджакова). Фильм "Эйфория", собравший гроздь наград в Венеции, Варшаве, Киеве, был удостоен "Ник" за лучший дебют и лучшую музыку (Айдар Гайнуллин специально прилетел за наградой из Берлина). Фильм "Живой", который Федор Бондарчук считает талантливее его "9 роты" раз в десять, получил "Нику" только за сценарий. Наконец, Эльдар Рязанов, снявший "Андерсена" - лучший свой фильм за последние 15 - 20 лет, довольствовался "Никами" за работу художника (Людмила Кусакова) и художника по костюмам (Наталья Иванова).
Правда, Рязанов, который на протяжении полувека согревал наши сердца своими смешными, печальными и философичными фильмами, заслуженно получил на юбилейной церемонии самую почетную "Нику" - в номинации "Честь и достоинство". Ему, помимо прочего, достало чести и достоинства, чтобы, отбыв два срока на посту президента "Ники", сложить с себя эти высокие полномочия, хотя коллеги, чего скрывать, уговаривали его остаться. Но Рязанов, по его словам, решил взять пример с президента России. И не стал поддаваться на уговоры друзей. Всем бы так.