ПАЛОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В минувшие выходные власть и оппозиция снова выясняли отношения. На этот раз в Нижнем Новгороде. Действовали по сценарию, обкатанному в декабре в Москве, а в начале марта в Питере: сначала городское начальство своим распоряжением попыталось направить "марш несогласных" подальше от центра и поближе к околице, а когда это не вышло, то при поддержке авиации и бронетехники за дело взялся ОМОН.

В итоге "марш несогласных" в Нижнем превратился в избиение на глазах младенцев: одновременно с политической акцией и ее разгоном в центре города проходил детский праздник. Еще ранним утром сюда подошла колонна бэтээров, площадь Горького, где проходил фестиваль "Город мастеров", оцепили бойцы милиции и внутренних войск. Над площадью барражировал вертолет.
Но именно сюда рвалась и оппозиция: ее лидеры отказались от предложения митинговать на площади Ленина, а в ответ на решение Нижегородского районного суда о правомерности запрета на марш по центру города ультимативно заявили, что тогда будет "весело и страшно".
И страшные омоновцы весело справились с тремя сотнями "несогласных" (остальные 2-3 тысячи сторонников оппозиции заблокировали на дальних подходах). Сначала досталось группе пенсионеров, которые, по их словам, пришли протестовать против реформ ЖКХ. Потом скрутили и посадили в автобус с надписью "Заказной" не успевшую разбежаться молодежь. Кстати, "за стеклом" оказался и писатель Захар Прилепин, совсем недавно побывавший на встрече молодых авторов с президентом России.
А где были предводители оппозиционеров? Вдохновители "марша несогласных", вожди "Другой России" - Гарри Каспаров, Михаил Касьянов и Эдуард Лимонов в нижегородском марше не участвовали. В Москве и Питере оппозиция видела, слышала своих лидеров и обеспечила им безопасный отход. В Нижнем, где "несогласных" гораздо меньше, этот номер мог не пройти. Но марш состоялся, можно ставить галочку. Хотя явно провокационные методы оппозиционеров не вызывают особых симпатий, но этот недочет почти не заметен на фоне дуболомства ОМОНа.
Российские телеканалы традиционно проигнорировали это событие. Зато на экранах все выходные пестрела символика "Наших" и "Молодой гвардии", вышедших на улицы Москвы и других городов высказать свое одобрение политике президента Владимира Путина. Здесь соотношение митингующих и милиции было обратно пропорционально: в столице на 15 тысяч лояльной молодежи приходилось всего около 3 тысяч стражей правопорядка. Надо еще разобраться, кто кого на самом деле охраняет.
Активисты "Наших" распространяли листовку-анкету с вопросами, наводящими на идеологически правильные ответы. Например: "Вы согласны с мнением, что в случае устранения Путина или отхода от его курса в стране наступят "смутные времена", власть захватят ставленники Запада или экстремисты?"
Интересно, как бы ответил на этот вопрос сам Владимир Владимирович? И нужна ли ему такая медвежья услуга? Его реальный рейтинг популярности и доверия давно и так очень высок, а тут чрезмерно ретивые комиссары заставляют людей буквально расписываться в своей любви к главе государства. Не все же при Путине родились, еще помнят, чем заканчивается политическое идолопоклонничество. Да и сам президент уже, наверное, устал повторять, что ему третий срок не нужен. Надо полагать, даже на волне всенародного психоза.
И когда одному из нас комиссар сунул листовку со штампом "Не проспи страну!", то услышал в ответ: "Не перегни палку!" Чрезмерное выражение любви политактива к вождю, впрочем, как и чрезмерное охаживание дубинками спин оппозиционеров, может сыграть злую шутку. С тем же реальным рейтингом, для начала. Популярности из-под палки не бывает. Или уже бывает?
Олег ВЕДЕНЕЕВ,
соб. корр. "Труда",