- Ваше Высокопреосвященство! После недавних Рождественских чтений, когда представительная
- Ваше Высокопреосвященство! После недавних Рождественских чтений, когда представительная конференция в Министерстве образования РФ однозначно высказалась в пользу изучения в школах Основ православной культуры, против этого вновь "заголосили" некоторые светские СМИ. Как вы расцениваете это? Ольга Сизова (Московская обл.).
- Убежден, что по вопросу введения в школах преподавания Основ православной культуры реакция части светской прессы оказалась неадекватной реакции народа. Сегодня абсолютное большинство жителей России согласно с тем, чтобы в общеобразовательных учреждениях преподавался этот предмет. Ведь даже тем, кто не принадлежит к православной традиции по рождению и воспитанию, нужно иметь представление об основах духовной культуры большинства граждан той страны, в которой они живут. Точно так же и православным, живущим в исламских странах или в тех регионах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство, желательно знать основы исламской культуры. Наши оппоненты делают вид, будто не понимают, что российская Конституция - как Основной Закон страны - предоставляет полное право факультативно преподавать в школах не только основы религиозной культуры, но даже основы вероучения.
Если обратиться к мировому опыту, мы увидим, что в большинстве европейских стран в школах преподают религиозно ориентированные дисциплины, и это ни у кого в обществе не вызывает неприятия. Надеюсь, что и в нашей стране со временем средства массовой информации займут более взвешенную позицию по этой проблеме.
- Время от времени раздаются голоса, обвиняющие христиан в антисемитизме. Не так давно Папа Римский принес извинения евреям от имени Римско-католической церкви. Что вы можете сказать по этому поводу от лица Русской церкви? Петр Школьник (Ставропольский край).
- Знаете, покаяние всегда приносят за участие в конкретных делах. Наша Церковь никогда не разделяла антисемитских взглядов. Вслед за апостолом Павлом мы говорим: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ... ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3. 28.) И это не просто декларация и даже не только церковная политика - это наше исповедание. Среди священников и даже среди епископов Русской православной церкви можно встретить людей еврейской национальности. Так было даже и до революции. Хочу сказать то, о чем, быть может, вы никогда не слышали: при восстановлении Патриаршества на Руси в 1917 году один из кандидатов на Первосвятительский престол был этническим евреем. И это никого не шокировало. Так что Русской церкви нет необходимости каяться в антисемитизме - такого греха за ней нет. Что же касается личных грехов отдельных людей, то, сознавая свой грех - а его всегда нужно сначала осознать как таковой, - совершивший прегрешение должен в нем, конечно, покаяться. Всякая ксенофобия - будь то антисемитизм или русофобия - противоречит духу христианского послания, а потому греховна. Может быть, какие-то отдельные священнослужители допускали некие неполиткорректные высказывания, но это дело их собственной совести, они и должны каяться.
- Как получается, что бывшие комсомольцы и партийные работники, в мгновение ока изменив свое мировоззрение, стали верующими и усердными прихожанами, а то и священнослужителями? Как относиться к ним? Иван Самарцев (Алтайский край).
- Не так-то быстро подобные изменения происходят в человеке. И учат народ основам православной веры не комсомольцы и не партийные функционеры, а люди, которые принадлежат к Церкви. А вот сам феномен обретения веры в Бога людьми, еще вчера в Бога не веровавшими, как раз очень естествен.
Согласитесь, было бы куда хуже для них и для нас, если бы они навеки закоснели в своем атеизме и богоборчестве. Это означало бы, что Церковь не имеет никаких успехов в миссионерском делании в среде собственного народа. Это означало бы, что Слово Божие не способно проникнуть в души людей, зараженных атеизмом. И если вчерашние атеисты под воздействием Слова Божия, а также, быть может, и в результате анализа происходящих на наших глазах событий новейшей истории Отечества и мира становятся верующими, то я говорю: слава Богу! Если бы сегодня верующие люди утрачивали веру, вот тогда надо было бы бить тревогу и тогда разговор на эту тему причинял бы боль. Но речь у нас по милости Божией о явлении прямо противоположного характера.