ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ОДИН РАЗ

Желчные остряки из Германии говорят, что наряду с двумя заманчивыми поводами "заглянуть" в Голландию - быстро сделать аборт и получить бесплатно порцию "травки" - теперь появился третий: смертельно больных из соседних стран здесь могли бы избавить от мучений и прервать жизнь "по мотивам сострадания".

Голландские парламентарии действительно приняли соответствующий закон, но он не коснется иностранцев, если бы они и пожелали совершить "турпоездку за добровольной смертью", поскольку, для того чтобы по просьбе больного врач прервал его жизнь, требуется длительное лечение именно у этого врача, а также подтверждение другого медика о том, что пациент находится в безнадежном состоянии и претерпевает невыносимые боли. А потому, как сказала Жанин ван Ерк из министерства юстиции, "Нидерланды - не рай для желающих умереть".
Голландия стала первой страной, решившей принять закон, который продолжает оставаться в центре дискуссий во всех развитых государствах. Оживились эти дискуссии с новой силой и в Германии. Нынешние правовые нормы запрещают врачам ФРГ под страхом тюремного наказания до пяти лет содействовать уходу из жизни смертельно больным пациентам.
Общественные опросы, однако, показывают, что большинство населения - 64 процента в старых землях и 80 в районах бывшей ГДР - поддерживает "голландскую модель". Среди специалистов такой высокой степени единомыслия не наблюдается. Немалое количество медиков разделяет принятое у соседей решение. Церковь категорически против, ссылаясь на одну из важнейших евангельских заповедей: "Не убий!" Многие, как, например, президент немецкого общества палиативной медицины Эберхард Клашик, считают, что "дискуссии идут вообще не в том направлении", что необходимо искать такие средства, которые уменьшают человеческие страдания, а не лишать больного жизни.
Медики в Германии и в других государствах разработали в последние годы различные методики, создали такие лекарственные средства, которые позволяют избавлять даже тяжело больных от мучений. По словам Э.Клашика, представления о том, что раковые больные на последней стадии неизбежно обречены на непереносимые страдания, являются заблуждением. В подтверждение этого вывода он ссылается на то, что в прошлом году в Бонне две трети обреченных на смерть раковых пациентов выписали из клиник и обслуживали до последних дней в домашних условиях, обеспечивая максимум последней заботы.
Вместо того чтобы прерывать жизнь тяжелобольных, необходимо, говорят противники "голландской модели" в Германии, улучшать условия для таких пациентов. Исследования, проведенные специалистами берлинской больницы Хавелхее, показали, что в клиниках ФРГ в семь раз меньше коек для смертельно больных, чем в Англии, - в расчете на одинаковое число жителей. Лучше всего в этом отношении обстоят дела в Берлине, но и он уступает в два с половиной раза британцам.
Чтобы преодолеть этот разрыв, потребовалось бы 600 - 700 миллионов марок в год. Так что помочь больному уйти в мир иной раньше отпущенного судьбой срока обошлось бы дешевле. Но как все-таки быть с христианскими заповедями, с общечеловеческой этикой? Если бы нашелся на этот вопрос единственно правильный ответ, то и не было бы и многолетних дискуссий.