Особое коварство рака в том, что эта болезнь опасна своими рецидивами. Одну из методик с использованием лазерных технологий, которая позволяет свести к минимуму повторное возникновение злокачественных опухолей, разработали и внедряют в московской Центральной клинической больнице № 1 Научно-клинического центра ОАО «РЖД». Здесь на днях прошла Международная научно-практическая конференция «Новые технологии в диагностике и лечении урологических заболеваний», на которой российские хирурги продемонстрировали зарубежным коллегам возможности отечественного лазера. О современной методике, помогающей тысячам пациентов продлить жизнь, рассказал Олег ТЕОДОРОВИЧ, руководитель Урологического центра, доктор медицинских наук, профессор.
От ом, что создание лазера и лазерных технологий в медицине — заслуга советских ученых, знают немногие. Между тем эксперименты начали проводить в Институте общей физики еще в советское время, в результате чего академик Прохоров получил Нобелевскую премию, — напоминает Олег Теодорович. — Но спустя полвека у нас производство замерло, а в мире, наоборот, активно велись разработки лазерного оборудования. Многие европейские специалисты, которые на сегодняшний день являются ведущими производителями лазерных технологий за рубежом, получили фундаментальное образование в СССР. Одной из тех немногочисленных разработок, которые удалось сохранить в России, оказался лазерный комплекс «Лазурит». Замечу, что аналогичными аппаратами зарубежного производства наводнены многие наши клиники, хотя они стоят в три раза дороже.
— Чем же отличается российское лазерное оборудование от импортного?
— Большинство зарубежных разработок созданы на основе кристаллов гольмия. И если врач подведет лазерное излучение к камню (при лечении мочекаменной болезни), тот начнет разрушаться, хотя и очень медленно. Одно неловкое движение — и в стенке мочеточника образуется дырка, потому что используется очень высокая энергия, в том числе тепловая. Смотрите, что происходит с нашим лазером. В одном корпусе ученым удалось совместить сразу два лазера: лазер-скальпель и лазер-литотриптор. Последний испускает импульсы на волнах, которые мягкими тканями практически не поглощаются. Это значит, что лазер прощает хирургу ошибки. Поэтому, если подвести лазер к камню, разрушить его удастся в несколько раз быстрее, а если излучение случайно попадет на ткань мочеточника или мочевого пузыря, оно пройдет сквозь него, как свет фонарика через стекло. Благодаря этому «Лазурит» обладает колоссальным лечебным потенциалом. К сожалению, о нем не хотят слушать, потому что выгоднее по разным причинам купить импортный прибор.
Но это еще не все. Второй высокоэнергетический лазер, входящий в комплекс «Лазурит», не менее интересен. Он не только делает разрез, но и заваривает сосуды диаметром до 2 мм (является коагулятором). Такие свойства позволяют проводить операции на почках и мочевых путях и разрушать поверхностные опухоли мочевого пузыря, проводить лечение рака предстательной железы.
— Получается, чтобы избавиться от опухоли, вовсе необязательно удалять пораженный орган?
— Совершенно верно, и мы уже получили первые оптимистичные результаты. У нас проходил лечение пациент с раком обеих почек. Одну из них опухоль поразила полностью, поэтому ее пришлось удалить целиком, а вот на второй почке было два онкологических очага. Точно рассчитав мощность лазера, мы «вырезали» опухоль, не повредив при этом окружающие ткани. Без такой операции пациент оказался бы без обеих почек, и всю оставшуюся жизнь ему пришлось бы провести на искусственном гемодиализе.
Такого рода операции мы проводим уже больше 10 лет, однако только недавно эту методику утвердили в Минздраве. Главное, она помогает в разы уменьшить рецидивы онкологии. Скажем, рак мочевого пузыря опасен тем, что в 40-70% случаев опухоль рецидивирует. Так вот, уже доказано, что если ее удалить и обработать основание опухоли лазером, рецидивов не случается. Операции с применением лазерных технологий мы показывали на научно-практической конференции. К нам приехали доктора и профессора из США, Франции, Германии и Швейцарии, руководители урологических клиник и ведущих медцентров. Это очень полезный обмен опытом. В нашей клинике имеется современный хирургический комплекс, развита система телемедицины. Все уникальные эндоскопические операции проводят в режиме реального времени, для участников была организована прямая видео-трансляция.
— Специалисты-урологи — это в основном мужчины или женщины тоже встречаются?
— Вы правы, это мужская профессия, женщин в ней, как утверждает статистика, не более 2%. В последние годы урология, благодаря появлению современного оборудования, шагнула далеко вперед. Когда я начинал свою врачебную деятельность, чтобы удалить из почки камень 1-2 см, пациенту надо было сделать разрез около 20 см через все ткани, вскрыть пораженный орган, а затем послойно зашить. Реабилитация, которая занимала недели, заканчивалась зачастую послеоперационной грыжей, требующей самостоятельного лечения. Сейчас делается небольшой прокол (чуть толще стержня от авторучки), через который вводится эндоскопический инструмент, и с помощью лазера осуществляется разрушение камня.
Это что касается лечения мочекаменной болезни. Кстати, процент таких больных очень приличный. Если взять урологический стационар в любом городе, то примерно 30-40% — именно пациенты с мочекаменной болезнью. Остальные 60% — это аденома (доброкачественная гиперплазия предстательной железы) у мужчин, острые воспалительные заболевания, новообразования мочевых путей, андрологические болезни.
— Развейте миф про аденому предстательной железы. Почему считается, что она непременно приводит к раку?
— Аденома никак не может перейти в рак предстательной железы, потому что это разные морфологические структуры, это другое заболевание. Развитие аденомы связано с изменением гормонального статуса, которое происходит у мужчин после 40 лет. Иногда она становится просто гигантской, в результате сдавливает предстательную железу и механически затрудняет процесс мочеиспускания. Поэтому аденому нужно удалить. Что касается рака предстательной железы, на начальных стадиях он протекает абсолютно бессимптомно. Причем 30% онкологии мужчин — это как раз уроонкология (рак простаты, почки или мочевого пузыря). Их можно было бы выявить и вылечить, просто придя к урологу и пройдя несложное обследование с определением онкомаркеров.
Когда мужчина достигает возраста 45-50 лет, он просто обязан раз в полгода-год посетить уролога — даже если все хорошо, когда у него регулярная половая жизнь и ничего не беспокоит. Только в этом случае удастся поймать абсолютно бессимптомные мужские болезни. Помните об этом — и будьте здоровы!