Главная Культура 00:03 27 Февраля 2015 3259
Вот где Кармен зарыта

Как Сочи оказался городом не только фестивалей, но и культурного вакуума

Сергей Бирюков

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи для культуры региона — такой же прорыв, каким для страны в целом стала сочинская Олимпиада. В том, что это не преувеличение и что знаменитый на весь мир город остро нуждается в «культурных дотациях», убедился корреспондент «Труда».

Зимний фестиваль искусств, а по-простому фестиваль Юрия Башмета — поскольку именно он, знаменитый альтист, дирижер, музыкальный просветитель взял на себя художественное руководство праздником — прошел в этом году в восьмой раз. Как из «простого» гастрольного концерта выросла идея крупного регулярного фестиваля, «Труду» не так давно рассказывал сам Юрий Абрамович (см. статью «Разве при Путине я стал хуже играть Шуберта?» в номере №009 за 13 февраля 2015 г.).

Нынешнему фестивалю предстояло поддержать свое реноме в особых условиях: удивить чем-то публику после мощной прошлогодней культурной программы Олимпиады крайне сложно. Насколько это удалось — судите сами: выступления солистов уровня скрипача Вадима Репина, звезд конкурса Чайковского — Хиблы Герзмавы, Барри Дугласа и других прославленных музыкантов. Моноспектакль Константина Хабенского «Контрабас». Ну и, конечно, сам Башмет в центре большинства событий, от авторской программы «Бенефис альта» до концерта арт-рок-певицы Дианы Арбениной, который прошел в сопровождении симфонического оркестра «Новая Россия», возглавляемого Башметом.

Были и настоящие художественные открытия. Для автора этих строк их два. Первое — балетный вечер памяти легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Уже первого отделения было бы достаточно, чтобы концерт зачислить в ранг неординарных: выстроить сюиту номеров из «Сильфиды», «Талисмана», «Послеполуденного отдыха фавна», «Жар-птицы», «Жизели» и других спектаклей, в которых блистал Нижинский, да еще заполучить на них ведущих солистов Мариинского театра, «Станиславского», Берлинской и Венской государственной оперы, Национального балета Нидерландов — дорогого (во всех смыслах) стоит. Но второе отделение, где показали балет Стравинского «Весна священная» в версии румыно-словенского балетмейстера Эдварда Клюга, превзошло все ожидания. Казалось бы, что нового можно сказать в этом сверхпопулярном балетном произведении, за которое брались гиганты — от самого Нижинского до Мориса Бежара и Пины Бауш? Но Клюг и 10 танцовщиков его труппы — Национального балета Словении — совершили невозможное.

«Весна священная» в постановке Эдварда Клюга (Национальный балет Словении)

При отдаленном внешнем сходстве с версией Бежара (и там и там артисты затянуты в телесные трико, т.е.как бы обнажены), вариант Клюга прозрачнее (на сцене раза в три-четыре меньше народу), яснее, жестче, ритмичнее, полифоничнее. Контраст между массой и избранницей-жертвой острее, а движения — экспрессивнее, и, что самое удивительное, при взрывной динамичности (так соответствующей «хромой» ритмике Стравинского) они невероятно скульптурны: каждый момент действия можно было бы ваять в виде мраморной композиции. Да добавим сюда совершенно новые (по крайней мере для меня) технические приемы: льющийся сверху «весенний дождь» (натуральная вода с колосников), растекаясь по сцене, дает возможность не только танца, но свободного скольжения, и то тут то там закручиваются вихри тодесов, словно мы не в театре, а на ледовой арене. Настоящий фейерверк пластики!

Второе открытие — проект Башмета «Фантастическая Кармен». Это как бы сросшиеся три спектакля в одном: драматический, оперный и балетный. Правда, новеллы Мериме — первоисточника всех прочих «Кармен» — здесь в чистом виде нет, драматург Михаил Палатник создает свой, осовремененный вариант сюжета, где Хосе — кинорежиссер, Кармен — его кинематографическая и жизненная звезда, разлучник Эскамильо — автогонщик. Кармен убита из ревности, но как именно и где искать ее тело — это предстоит распутать судебному психиатру, который по крохам выуживает информацию из подсознания обезумевшего Хосе. Ключом служат сценарии фильмов, снятых Хосе с Кармен — «Идиот», «Гамлет» и прочих, в каждом из которых присутствует роковая смерть женщины.

История Кармен разыграна одновременно в драме, опере и балете

 Эта канва «инкрустируется» десятком номеров из оперы Бизе и балета Бизе-Щедрина. И хотя в первом исполнении чувствовалась некоторая импровизационность сценария (например, вопрос, насколько органичен в этом ряду сюжетов «Гамлет» — все же там герой убивает не саму героиню, а ее отца), и дежурность иных режиссерских приемов (например, однообразные пробеги загадочно хохочущей Кармен), сама идея синтетического действа великолепна. А конец, где драматическая тройка Михаила Трухина, Ольги Ломоносовой и Евгения Стычкина, отыграв свое, застывает на сцене в роли зрителей кровавой оперной развязки (дуэт великолепной солистки Метрополитен-оперы Нэнси-Фабиолы Эрреры и тенора из Большого театра Виктора Антипенко), найден вахтанговским режиссером Павлом Сафоновым очень точно. Добавим сюда мастерское (хотя, конечно, не столь эмоционально горячее, как когда-то у Майи Плисецкой и Александра Годунова) исполнение звезд Большого балета Екатерины Шипулиной и Дениса Родькина. Думаю, если этот спектакль докрутить и дошлифовать, ему еще предстоит большая жизнь на самых разных сценах.

Драмы стояли и за самими событиями фестиваля. Скажем, за мастер-классом того же Башмета. Например, понаблюдав за 40-минутной въедливой работой мастера с юной альтисткой Софией Будько, я затем разговорился с этой красавицей. Оказалось, она харьковчанка, но родной консерватории — одной из самых известных на постсоветском пространстве — предпочла более скромный краснодарский музыкальный колледж: в России спокойнее, чем в воюющей Украине. Ради возможности позаниматься с Башметом тряслась восемь часов в автобусе Краснодар-Сочи, потом, без ночевки, столько же обратно.

Сочи притягателен для гостей. А вот насколько щедр он к СВОИМ любителям культуры? Тут, оказалось, большой вопрос. Стационарных театров — ни музыкального, ни драматического — в городе нет. Оркестров было когда-то даже два, сейчас они слиты в один, и тот недоукомплектован. Когда здесь проходит Кинотавр, попасть на конкурсные просмотры простые жители практически не могут — этот фестиваль позиционирован его фактическим хозяином Александром Роднянским как сугубо профессиональный. И так — в какую сферу искусств ни глянь, о чем с обидой рассказывали местные журналисты на собраниях пресс-клуба (очень хорошее изобретение организаторов Зимнего фестиваля). Конечно, летом в город готовы приехать лучшие гастрольные коллективы — но жизнь горожан не прекращается с концом «высокого сезона». А ведь Большой Сочи, от Лазаревского до Адлера — это огромная территория, превышающая даже площадь Москвы, на которой живут почти полмиллиона человек.

Как ни странно, огромные изменения, происшедшие в Сочи с подготовкой и проведением Олимпиады-2014, на культуру региона тоже повлияли мало. Я пытался узнать у сочинцев, какими новыми качественными концертными залами обзавелся их город в ходе олимпийского строительства — и не получил ответа. Например, в фешенебельных городках Краснополянской долины — таких как Эстосадок, Роза Хутор, Горки и др. — раздолье лыжникам и покупателям сувениров. Но куда сходить, чтобы послушать хороший оркестр или посмотреть пусть не оперу, но хотя бы мюзикл, как это принято на европейских курортах?.. Хотя то, что публика в регионе есть — факт: достаточно было посмотреть на переполненный Зимний театр и Органный зал в дни нынешнего праздника.

Думаю, исправление этих ошибок — задача будущего, желательно недалекого. Фестиваль Юрия Башмета здесь — один из важных катализаторов культурного процесса. Если же не удастся этот процесс запустить, из всероссийской Олимпийской деревни Сочи рискует перейти в разряд потемкинских.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9432
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?