Спектакль «Метрополитен-оперы» увидят в России
1 марта в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Краснодара и Сыктывкара пройдет из Нью-Йорка прямая трансляция спектакля «Князь Игорь» — новой продукции всемирно прославленного театра «Метрополитен-опера», осуществленной под руководством российского оперного режиссера Дмитрия Чернякова. Это — часть программы трансляций из ведущих театров мира, организуемых российской компанией CoolConnections.
Премьера «Князя Игоря» состоялась в «Метрополитен-опере» меньше месяца назад, в начале февраля. «По-моему, ни одной фальшивой ноты ни в прямом, ни в переносном смысле. Ильдар Абдразаков — исполнитель роли Игоря, — кажется, спел лучшую партию в своей жизни», — писала тогда нью-йоркский рецензент «Труда» Майя Прицкер («Князь Игорь переплыл океан», 6 февраля 2014 года).
«Это будет почти моноопера: Игорь и другие где-то в глубине как фон, — смотрел в те дни на свою собственную работу Дмитрий Черняков. — Источник сюжета оперы — «Слово о полку Игореве», литературный памятник русского Средневековья. Но сама опера — это уже образец русского XIX века. И Игорь там совсем другой, нежели в «Слове». Мы не меняли текст арий и хоров, не меняли музыку. Но в этом тексте мы попытались найти новый ракурс. Для меня Игорь — трагическая фигура. Он, как герой русской литературы XIX века, рефлексирует, страдает, мучается от осознания своих действий. И, ища ответы на вечные вопросы, меняется сам».
А вот что писали после премьеры американские СМИ:
«Эта постановка вскрывает совершенно неведомые слои... Спектакль Чернякова одновременно душераздирающе человечен и глубинно театрален, о таком можно было только мечтать. Впечатляющая работа всех исполнителей, но первым нужно назвать неотразимого Ильдара Абдразакова в заглавной роли. Джанандреа Нозеда подчеркивает очень русский характер музыки, при этом добиваясь прозрачности и ритмической четкости. Хор «Метрополитен» — на высоте» (The New York Times).
«Чудесная опера, которой так долго не слышали в «Мет», наконец-то заняла подобающее ей место на афише. В то время когда весь мир отправился в гости в Россию на Олимпийские игры, в «Мет» появился свой собственный уголок России... России величественной, но полной контрастов, где причудливая ориентальность «Половецких плясок» сменяется энергичными военными маршами и подлинными народными мелодиями» (New York Magazine).
Были и курьезные отзывы — со стороны тех, кто, видимо, не привык всерьез задумываться о культурном потенциале нашей страны и вдруг, именно благодаря «Князю Игорю», его открыл для себя:
«Князь Игорь» вернулся с триумфом: в «Мет» сделали шедевр из оперы, которая не обещала ничего выдающегося (!!! — «Труд»). Такой спектакль сделал бы честь любому оперному театру в его самые золотые годы" (New York Observer).
Впрочем, неосведомленность неофитов можно объяснить: оперный шедевр Бородина не появлялся на главной музыкальной сцене Америки с 1917 года, то есть почти 100 лет! В команду, возродившую «Игоря» для американцев, вошли дирижер Джанандреа Нозеда, украинское сопрано Оксана Дыка в роли Ярославны (дебют певицы в «Мет»), Анита Рачвелишвили (Кончаковна), Сергей Семишкур (Владимир Игоревич), Михаил Петренко (князь Галицкий), Штефан Коцан (хан Кончак).
В записи спектакль «Князь Игорь» можно будет посмотреть 22 марта и 1 апреля в кинотеатрах более чем 20 городов России.