Охота на зайцев

Корреспондент «Труда» провел один день с контролерами в электричках

С января в России выросли цены на проезд в пригородных электричках. Руководство РЖД пытается повысить рентабельность перевозок за счет борьбы с зайцами. В марте компания планирует поставить по одному контролеру у каждого вагона.

Работа кассира-контролера начинается с обучения. Опытные коллеги рассказывают вам, что и как нужно делать. Как пробивать чеки на аппарате, носящем странное название «ПК», как привыкнуть к тому, что все безбилетники тихо вас ненавидят и только и ждут, что вы их или простите, или проигнорируете.

Учеба длится в среднем две недели, после чего новоиспеченный контролер выходит на линию. Как правило, большинство контролеров — жители Подмосковья, которые после устройства на работу проверяют билеты на своих «родных» направлениях.

Зарплата складывается из оклада и премий за выработку. Оклад — 10 тысяч рублей, премии — примерно 15 тысяч. Проезд по обслуживаемому направлению, понятно, бесплатный. Два комплекта формы, зимняя и летняя, выдаются организацией. Работа сменная, пятидневка с двумя выходными. В день приходится проходить и проверять восемь поездов, то есть примерно 80 вагонов. Каждому пассажиру нужно сказать: «Добрый день, приготовьте билетики:" И так далее. К концу смены язык еле ворочается от усталости.

Михаил Уныченко, больше года работающий в компании «МПК», обслуживающей Белорусское направление железной дороги, рассказывает: «Разговаривать вечером с домашними сил уже нет, приходишь и падаешь».

На мой вопрос, часто ли пассажиры конфликтуют с контролерами, он заметил, что ему после одной из встреч нужно бы сходить к стоматологу, да все некогда. Группа подвыпивших молодых людей восприняла просьбу показать билет как личное оскорбление, после чего завязалась потасовка, остановила которую только милиция.

«Люди готовы лезть в драку по поводу и без. Точнее, повод-то всегда один — нет билета. Некоторые принципиально не хотят покидать вагон или тем более оплачивать проезд», — рассказал Михаил.

Его коллега Андрей Хритоненков признался, что, хотя работа и трудная, он рад, что устроился, и никуда переходить не собирается: «Я и в „Ростиксе“ работал, и еще много где, но здесь лучше всего». По его словам, главное-то, что не нужно из Можайска к девяти утра ехать в офис в центре Москвы, а сразу же, еще по дороге в столицу, можно начать выполнять свои непосредственные обязанности.

Суровые парни

Работать сюда приходят и молодые ребята, и более взрослые мужчины и женщины. На четыре направления штат компании «МПК», по агентскому договору проверяющей Белорусское направление, составляет всего 85 человек.

Начальник участка кассиров-контролеров Белорусского направления Московской пригородной компании Юрий Чесанов рассказал, что поставить в каждый вагон по контролеру физически невозможно. Доход не покроет расходы фонда заработной платы. Пока люди работают по четыре человека на состав.

Кондукторы каждый день заходят с разной стороны. Или все с середины расходятся по краям, или, наоборот, сходятся к центру, или заходят с хвоста и середины и идут к голове состава. «Тактику приходится постоянно менять. Народ же хитрый, учится быстро, а мы их пытаемся обхитрить», — рассказал один кондуктор.

Другой вопрос, что форма не доживает чаще всего до конца своего срока службы (два года), так как каждый подвыпивший безбилетник считает своим долгом поспорить, а то и пустить в ход кулаки, так что форменный мундир контролера страдает в первую очередь.

Обновлять форму приходится уже за свой счет. К сожалению, фирма не покрывает «представительских» расходов.

Подмосковные бегуны

Чаще всего пытаются сэкономить на проезде студенты. Они готовы перебегать из вагона в вагон, рискуя сломать ногу или разбить голову о закрывающиеся двери. И все ради экономии, пускай даже 100 рублей.

Кстати, если вы не успели приобрести билет в кассе, вам его продадут и в вагоне, но за «доставку» билета придется доплатить 24 рубля. Однако если вы вошли на станции, где касса не работает, переплачивать не придется.

Самая распространенная попытка пойманного зайца сэкономить — это сказать, что он только что вошел и уже вот-вот выходит. Однако на вопрос: «А какая сейчас была станция и куда именно вы выходите?» — далеко не все могут дать ответ. Начинают мяться, вспоминать, что за станции есть на маршруте, и стараются угадать, какая была только что. После чего их вежливо просят все-таки оплатить проезд или пройти в конец или начало состава по ходу движения группы кассиров. В результате чего перед ними формируется буфер из безбилетников, которые в итоге забиваются в тамбур первого (последнего) вагона, или просто выходят на ближайшей станции, или пытаются совершить спринтерский забег на дистанцию, равную длине вагона.

Очень забавно наблюдать, как люди, завидев контролера, заходящего в вагон, молча встают и с каменным лицом начинают идти или проползать, если много народу, к противоположному выходу. Причем предсказать, кто будет зайцем в следующем вагоне, просто невозможно. И молодежь, и взрослые мужчины в дорогих костюмах, и женщины с баулами — каждый считает, что лучше не платить, а перебежать.

«Кстати, если все вдруг начнут покупать билеты, мы все равно без работы не останемся. У нас в договоре с РЖД прописано, что, если выручка в кассах компании вырастает, наши проценты тоже поднимаются», — заметил Юрий Чесанов.

Правда, никто уже не ждет и не верит, что в РЖД найдут такой метод борьбы с зайцами, что станет проще покупать билеты. Может быть, стоило бы снизить тарифы? Чтобы поездка стоила, например, 30 рублей из Можайска в Москву. Думаю, что многие согласились бы заплатить такие деньги. Особенно если бы вагоны не были в столь грустном состоянии: пятна крови на дверях, обшарпанные, грязные сиденья, граффити на стенах и полы из разрозненных кусков линолеума.

Кадры и деньги