Замысел заключался в строительстве нефтеналивного терминала вблизи юго-западной границы. Чтобы из трубы нефть перекачивать в резервуары, а из них - в железнодорожные цистерны, которые побегут на запад. Технология ХХI века, сильно напоминающая водовозов...
Брянская деревня Жеча стоит вблизи перекрестка железной и автомобильной дорог. Это место и облюбовали для строительства терминала представители "РуссНефти". Но закон велит вначале добиться согласия местных жителей и властей. С последними хлопот не возникло. Иное дело крестьяне: у каждого земельный пай, к тому же приусадебные участки - хоть и несерьезные, но все же частные собственники.
- Мы появились на станции Жеча в апреле 2003 года. Кругом поле, болотистая местность. Провели сход жителей в Новом Селе, где расположена администрация, - рассказывает исполнительный директор компании "РуссНефть - Брянск" Жан Лория. - Было около 130 человек. Сход одобрил строительство терминала. Потом выяснилось, что часть Жечи попадает в защитную зону, то есть расположена ближе пятисот метров от терминала. Встречались с жителями этой деревни и предложили переселиться в дома, которые построит компания. Учли все пожелания - сараи побольше, погреба. Но по мере строительства желания жителей росли. Некоторые захотели, как старушка из сказки, быть владычицей морской...
"Владычица" Евгения Саврико, начальница станции Жеча, про сходы не слышала:
- У нас не просили разрешение на строительство. Компания договаривалась у губернатора. О том, что 22 дома попадают в защитную зону, я узнала только прошлой весной, когда терминал уже достраивался.
Ее сосед Владимир Сивухо тоже говорит, что ничего не знал про сходы. Домик у него старый, но вот земли и сада жалко. Здесь 25 соток, а в поселке переселенцев Нефтяник земли вчетверо меньше. Слева одна дорога, справа - другая. Для тех, кто жил в трущобах, новое жилье в четырехквартирных домах показалось хоромами. Галина Привалова, к примеру, не нарадуется - она даже получила работу уборщицы в компании, зарплата почти 6 тысяч рублей. Но не все разделяют ее чувства. Как только стало известно о грядущем переселении, половина деревни написала жалобу президенту. После чего начали наезжать в Жечу начальники. Прикатил бывший глава администрации Стародубского района Александр Касацкий. Ссылались на то, что даже эколог района Валентина Зык одобрила строительство терминала.
Нынче Касацкий исполняет обязанности вице-губернатора, а Зык перебралась... в "РуссНефть". Здесь очень приличные заработки. Например, повара получают по 12 тысяч рублей. Вот и Владимир Сивухо просит дать работу - тогда, мол, легче будет оставить сад. Со временем из 22 сопротивленцев остались четыре семьи. Те, у кого хорошие дома, не собираются их менять на новостройки. Говорят, на выселках скотину негде пасти.
Селяне не против, если приход нефтяной компании даст толчок к новой жизни. В Жечу прежде даже "скорая" не могла добраться, а теперь отсыпали дорогу, обещают открыть магазин и медицинский пункт. Не спорят и те, кто отказывается переселиться. Не понимают лишь того, почему небедная компания, вложившая в строительство терминала десятки миллионов долларов, предлагает условия, которые людей не устраивают.
- Мы хотели поставить новый дом, уже материалы приготовили, - говорит Евгения Саврико. - А нам предлагают переехать в дом на четыре семьи. Помню, после Чернобыля столица у нас построила для переселенцев поселок Московский - прекрасные коттеджи, сараи, погреба! А в Нефтянике на полы пустили сырые доски, водопровод замерзает и отопление электрическое, то есть очень дорогое.
Есть и еще принципиальный момент. Это компания пришла на земли крестьян, а не наоборот. Причем на земли приватизированные. И почему право собственности было бесцеремонно нарушено, не сможет объяснить никто. Если утверждать беззаконие, то завтра, глядишь, близ хором чиновников и бизнесменов кто-то может начать промышленное строительство, а затем включить дворцы в зону вынужденного отселения?
Конечно, для экономики области крупный налогоплательщик выгоден. Получит развитие и стародубская земля. Весной "РуссНефть" собирается приступить к строительству неподалеку от Жечи нефтеперерабатывающего завода. И уже ясно, что несколько домов другой деревни тоже попадут в защитную зону. Этот завод, говорят, обойдется тоже недешево - в 2 миллиарда долларов. Странно, что при таких возможностях нефтяники затеяли тяжбу с деревенскими жителями.