Правительство заявляет, что принимаемые меры направлены не против обычных граждан, возвращающихся домой из отпусков и загранкомандировок, а против мелких бизнесменов - челноков. Многие эксперты, однако, полагают, что совокупные объемы челночного импорта сохранятся прежними, но увеличится число людей, занятых перемещением товаров через границу, а также размер взяток таможенникам. В конечном итоге все обернется очередным ростом цен на базарный ширпотреб.
Челночному бизнесу в России еще не исполнилось и двух десятков лет, и две трети этого срока власть с ним борется. Хотя именно с коробейников с баулами начались рыночные отношения, и именно они буквально спасли страну в начале девяностых, когда государственная промышленность и торговля уже испустили дух, а частный сектор еще корчился в родовых муках. Только по официальным данным, в 1994 году, который считался годом расцвета челночной торговли, этим бизнесом занималось не менее 4 млн. граждан, которые в ином случае просили бы милостыню. А общий торговый челночный оборот достиг 12 млрд. долларов - по 80 - 85 долларов на каждого россиянина, включая детей. С учетом фантастической дешевизны завозимого китайского, турецкого, иранского и прочего барахла за эти деньги тогда можно было одеться с головы до ног. Тем более что больше обуваться и одеваться в те времена было просто не во что.
С тех пор многое изменилось. Россия благодаря шальным нефтедолларам стала натуральным инкубатором миллиардеров, а также страной не только самого многочисленного, но и самого богатого чиновничества. Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города давно переплюнули по количеству и качеству шикарных бутиков на центральных улицах старушку Европу.
Но челночный бизнес, уйдя на задворки, выжил. Потому что в стране, где средняя зарплата в провинции не превышает 150 - 200 долларов, а средняя пенсия - 80 - 85 долларов, кому-то же нужно снабжать пол-России более или менее доступным товаром. Причем заметьте: за счет челночной торговли живут не только промышляющие этим делом россияне, но и сотни тысяч мелких и даже средних бизнесменов в дюжине разных стран - Китае и Турции, Таиланде, Корее, Вьетнаме, а также Италии, Греции. И тамошние власти не только не воюют с "челночеством", но даже в меру сил помогают. Причина простая: из всех этих стран товары преимущественно вывозятся, что способствует развитию промышленности. В Россию же товары почти стопроцентно ввозятся - что свидетельствует о невыгодности собственного товарного производства.
Как утверждает директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ Галина Баландина, официальной статистики по челночному ввозу товаров в страну не ведется, но, по экспертным оценкам, этот поток колеблется в диапазоне 60 - 80 тысяч тонн в год общей стоимостью от 600 до 800 млн. долларов США.
Ситуацию, однако, можно легко поправить совершенно иным путем: снизить налоги на российское производство тех самых товаров, которые нынче считаются неконкурентными из-за ввоза челночного импорта.
Но власть предпочитает борьбу с уже существующим бизнесом. По данным представителей малого и среднего бизнеса, только в одной Москве из-за "античелночного" постановления может пострадать около 200 тысяч малых предпринимателей и их наемных работников.
Вот что сказала о ситуации жительница Брянска Елена Н.:
- Новая система пошлин на руку только таможенникам. В любых московских аэропортах мы сегодня платим взятки, даже если нет перегруза. За сто долларов можно провести абсолютно любой вес через зеленый коридор. С введением новых пошлин положение только ухудшится. Я смогу ездить в Турцию не чаще одного раза в месяц, в противном случае за один килограмм груза придется отдавать 4 евро. А при таких пошлинах бизнес становится убыточным.