ЗВОНОК ИЗ "ТРУДА"

Открытие международной автомагистрали Чита - Хабаровск "Труду" комментирует полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин ПУЛИКОВСКИЙ:

- У России есть шанс на рывок в достойное историческое будущее. У нас есть сырьевая база, способная обеспечить быстрый экономический рост. У нас есть технологии, которые дают возможность занять на мировом рынке свою нишу и стать одним из центральных игроков на геополитической карте мира. У нас сформировался слой граждан, деятельность которых основана на частной инициативе и деловой предприимчивости. Но в начале ХХI века такой рывок невозможен при плохом транспортном сообщении, при неразвитой системе грузовых перевозок. Именно поэтому состояние дорожной сети приобретает стратегическое звучание.
Особая роль отводится трассе Чита - Хабаровск, которая свяжет Дальний Восток с Западной Европой. Решение о ее строительстве было принято еще Советом Министров СССР 13 июля 1966 года. Однако технико-экономическое обоснование проекта было закончено с десятилетним опозданием - в 1978 году. За последующие 17 лет на отечественной карте автодорог появилось несколько небольших участков полотна около городов Чита, Благовещенск и Хабаровск - общей протяженностью 605 километров. Еще З69 километров удалось сдать в 1995 году. Но остался участок девственной тайги без намека на колею общей протяженностью более 300 километров.
Устранить таежную "прореху" на международной автомагистрали распорядился Владимир Путин. В июне 2001 года Министерство транспорта России поставило строителям задачу: ударными темпами завершить строительство трассы. "Амур" было запланировано построить в два этапа: в начале 2004 года ввести в строй грунтовое покрытие, открыв сквозное движение, а трассу с асфальтированным покрытием сдать в 2008 году. Первый этап завершен успешно.
Новая дорога, несмотря на затратность строительства, быстро окупится. Исчезнет необходимость ежегодно тратить деньги на строительство автозимников, которые дают возможность поддерживать связь с отдаленными регионами. Автотрасса позволит увеличить товарооборот с Китаем, обеспечит России дополнительный выход на рынки стремительно развивающихся государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Более того, трансконтинентальная автомагистраль "Амур" станет составной частью транспортного коридора Париж - Берлин - Москва - Владивосток.
Сегодня мировые рынки при возрастающей роли торговли часто "заперты", не связаны инфраструктурой, отвечающей требованиям ХХI века. Информация перемещается за секунды, а товары - за недели и месяцы. В таких условиях Россия может стать "русским транспортным мостом", связывающим Азию с Европой, Старый и Новый Свет, юг и север. Строительство и обслуживание мирового транзитно-транспортного узла дадут доходы, которые несопоставимы с прибылью от торговли сырьем.
Но главное - автомагистраль напрямую объединяет со страной жителей отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. И тем самым устраняет территориальную разобщенность государства. Стыдно сказать, но сегодня на Дальнем Востоке плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет всего шесть километров на тысячу квадратных километров. "Амур" же предусматривает не только строительство транспортного коридора, но и модернизацию старых, прокладку новых территориальных дорог. Вот и выходит, что новая автомобильная трасса прокладывает дорогу не только к достатку, но и к национальному единению государства.