ЗАЧЕМ РАБОТНИКУ СВОЯ ПРОФОРГАНИЗАЦИЯ?

Действительно, за годы реформ профдвижение в СНГ потеряло значительное количество членов

Действительно, за годы реформ профдвижение в СНГ потеряло значительное количество членов профсоюзов. Если в 1990 году числен-ность членов профсоюзов в СССР составляла 141 миллион, то се-годня, по статистическим данным, членские организации стран СНГ, входящих во Всеобщую конфедерацию профсоюзов, насчитывают не многим более 80 миллионов человек. Тревожный симптом...
Полагаю, очевидно, что дальнейшее снижение массовости профдвижения идет вразрез с интересами человека труда. В условиях стихийного "рынка", отсутствия внимания властей к нуждам простого человека трудящиеся могут отстоять свои права и интересы только совместными усилиями. То есть - объединившись в профсоюзы.
Каковы же причины таких потерь у профсоюзов?
Во-первых, сыграли свою роль объективные факторы: остановка предприятий, принудительные отпуска работников без сохранения содержания, безработица - словом, все то, что приводит к распаду трудовых коллективов. Произошел значитель-ный, нередко вынужденный, переток рабочей силы в частный сектор экономики, в коммерческие образования, где из-за противодействия хозяев профсоюзные организации создаются весьма не часто. А сколько людей оказались предоставлены сами себе, занимаясь мелким промыслом!
Изменились и сами профсоюзы. Да, права у них уже не те, что были раньше, и все больше делается попыток их ущемить. Людям настойчиво внушается отрицательный настрой к профсоюзам. Вдобавок иные профорганизации и сами оказались не на высоте.
Нередко этому виной элементарное равнодушие профоргана и профлидера к нуждам и запросам людей, его соглашательская линия в отношениях с администрацией. В знак пассивного протеста трудящиеся и выходят из профсоюза.
Обращая сегодня взгляд в бурные 90-е годы, задаешься вопросом: "Были ли мы готовы к стремительным и радикальным переменам, смене форм собственности, перекройке карты страны?" Будем самокритичны: нет, не готовы. И не вина здесь наших профсоюзных кадров, миллионов активистов. Это следствие объективных исторических и политических обстоятельств.
После крушения мощнейшей единой страны профдвижение в новых государствах оказалось на совершенно пустом нормативном поле: прежние союзные законы утратили силу, а новые еще не были созданы. Национальные профцентры, отраслевые профсоюзы оказались абсолютно незащищенными законодательно. К примеру, в Российской Федерации новый Закон о профсоюзах вступил в действие только в январе 1996 года.
Многое пришлось начинать с нуля. На марше надо было осваивать такие понятия, как борьба за рабочие места, за достойную цену рабочей силы, социальное партнерство, взаимодействие с властями и т.п. И мы это сделали, сделали быстро и в общем достойно. История еще скажет благодарное слово о тех, кто взял на себя тогда эту нелегкую ношу.
Сказались и серьезные ошибки в ходе реформирования; издержки псевдодемократизации ослабили профдвижение организационно и финансово. Свою лепту внесли и колоссальные долги по заработной плате (откуда взносы?), и непорядочные работодатели, которые утаивали профсоюзные деньги. А ведь организационно дряблые профсоюзы не способны эффективно выполнять свои защитные функции.
Но вот прошла растерянность первых лет реформ, более активно заработали многие профорганы, первичные профсоюзные организации. Наступлению на права трудящихся и профсоюзов, бездумной шоковой либерализации экономики национальные профцентры стран Содружества сумели противопоставить сплоченность и организованность, стали эффективнее использовать современные методы борьбы за права наемных работников.
Новым реальным содержанием наполняется привычное понятие "рабочая солидарность". Совместные акции оборонщиков, селян, бюджетников, тружеников других отраслей показали, что в трудную минуту жизни каждый профсоюзный отряд может опереться на плечо и поддержку большой профсоюзной семьи.
Все эти действия стали давать результат. Люди все больше верят в возможность профсоюзов отстоять права и интересы человека труда. Процесс "обмеления" профсоюзов затормозился, трудящиеся стали возвращаться в свои организации, вступает в профсоюзы и мо-лодежь.
Обнадеживающие симптомы появились и в экономике. Стали "подниматься" предприятия, на них возвращаются работники. Многие припоминают то хорошее, что делали они в профсоюзе и что от него получали. Добрая сила традиций, привычка к коллективизму, особенно у людей среднего и старшего поколений, во многом помогают сохранить и возродить профсоюзы.
Поворот к лучшему выявила и нынешняя отчетно-выборная кампания. При подготовке к ней проф-ком ОАО "Томский инструмент", например, решил по собственной инициативе провести своеобразную "чистку" рядов и предложил членам профсоюза письменно подтвердить свое профчленство. Численность профорганизации нис-колько не уменьшилась. В Республике Беларусь в ходе перерегистрации политических партий и общественных организаций каждая профсоюзная организация вынуждена была еще раз досконально разобраться со своим составом. Даже такая взыскательная самопроверка не нанесла сколько-нибудь заметного урона численности Федерации профсоюзов Белоруссии.
И такие примеры не единичны.
Жизнь убеждает людей в том, что профсоюзы должны быть дееспособными на всех уровнях - от первички до профцентра страны.
Членские организации ВКП, профорганы в последнее время предприня-ли ряд серьезных мер по своему организационному и финансовому ук-реплению. Эта линия четко прослеживается в решениях съездов отраслевых профсоюзов, межсоюзных территориальных конференций, съездов профцент-ров государств. Примечательно, что предложения о введении элементов централизации зачастую вносились самими организациями, а не только руководством профцентров. Так, важное решение о финансах принято в январе этого года на конгрессе Международного объединения профсоюзов металлистов. Теперь Совет МОП ежегодно будет устанавливать для каждой организации свой, согласованный размер членского взноса. Принцип финансирования под конкретные, совместно утвержденные программы применяет в своих взаимоотношениях с членскими организациями МОП нефтегазстройпрофсоюзов.
Все эти "внутрисоюзные" меры важны и нужны. Они помогут привлечь в профсоюзы квалифицированных юристов, специалистов в социально-трудовой сфере, экспертов-экономистов, позволят на должном уровне вести переговоры с предпринимательским корпусом, эффективно защищать интересы трудящихся в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
А с властями у профсоюзов не все безоблачно. Приходится быть бдительными и своевременно давать отпор наступлению на права и гарантии деятельности профсоюзов. Ведь любое снижение статуса профсоюзов неминуемо приведет к исходу сотен тысяч трудящихся. Поэтому мы все солидарны с ФНПР, которая ведет энергичную борьбу в ходе рассмотрения в Государственной Думе России проектов нового Трудового кодекса, с Федерацией профсоюзов Белоруссии, подвергающейся административному давлению властей.
Так складывается цепочка положительной обратной связи: полезнее работа - мощнее профсоюз - еще лучшая работа.
Профсоюзы борются за достойную для человека труда зарплату, безопасные условия работы, нормальное, не ущемляющее права наемного работника законодательство, защищают людей от произвола работодателей. По-прежнему профсоюзы вынуждены держать в поле своего зрения не только "права", но и "дрова", причем иногда в самом буквальном смысле.
Хотел бы подчеркнуть, что приверженность людей профсоюзам в современных усло-виях во многом вызревает в трудовых коллективах, поскольку их результативность трудящиеся оценивают на примере своего профкома, профлидера. И очень важный для них показатель - то, как первичные профорганизации заключают коллективные договоры, как контролируют их выполнение. Тут-то и выявляется степень принципиальности профкомов, способность "не прогибаться" и не "входить в положение" администрации, а последовательно бороться за интересы трудящихся. Именно в ходе переговорного процесса, реализации достигнутых соглашений крепнет первичка, люди полнее ощущают силу своего единения.
Кстати, своего рода "профсоюзная реклама", полная информированность трудящихся о делах профкома и других профорганов - необходимая часть нашей работы. А участники совещания руководителей СМИ, пресс-служб железных дорог и профсоюзов стран СНГ и Балтии, проведенного в январе Международной конфедерацией профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей, пошли дальше. Они решили создать отраслевое Международное информационное агентство. Активно входят в практику профсоюзов современные технологии сбора, передачи, обработки информации, электронная почта, Интернет. Впереди других здесь идут профцентры России, Белоруссии, Молдавии.
Но даже и с использованием самых эффективных рычагов нелегко вести организаторскую работу среди трудящихся частного сектора экономики. На большинстве вновь созданных фирм, тем более - в сфере сервиса, торговли, в своей основной массе мел-ких, с малочисленным персоналом, преобладает довольно жесткое давление со стороны хозяев и администраторов на работников и противодействие их профсоюзному членству. Многие работники, опасаясь за рабочее место и заработок, соглашаются на диктуемые хозяевами условия.
Однако профсоюзы не останавливаются перед этими трудностями. Не только на фирмах, но даже и среди "челноков", продавцов вещевых рынков удается создавать первичные профсоюзные организации. Как это было сделано ЦК отраслевого профсоюза в Кыргызстане на трех рынках Бишкека. Там в профсоюз вступили около двух тысяч продавцов и "челноков".
Результативную работу по расширению своих рядов прово-дит ЦК профсоюза работников торговли, общественного питания и услуг Украины. Активно работают с предпринимателями профорганы Краснодарского края, Московской, Саратовской и других областей России, не-которых областей Белоруссии. Конкретные результаты дает уже наработанный опыт привлечения в профсоюзы учащейся и работающей молодежи. Надо ли говорить, как это важно для перспективы.
Не следует думать, будто забота профсоюзов о членстве - исключительно наша, постсоветская проблема. В Англии число членов профсоюзов за период с 1985 по 1995 год сократилась с 36 до 26,6 процента самодеятельного населения (потеряно 2,4 миллиона членов), во Франции эта доля упала почти вдвое, здесь выбыли 800 тысяч человек. За время после объединения Германии профсоюзы утратили почти 2,5 млн. членов, хотя в восточных землях страны процент профчленства еще достаточно высок.
Что же в этих условиях предпринимают зарубежные профсоюзы? Прежде всего там конкретизируют профработу, стремятся дойти до каждого, учесть его жизненные интересы и потребности. На личные беседы с членским составом выделяется самая большая доля времени профработника любого уровня.
Повышенное вни-мание уделяется специфическим проблемам отдельных категорий трудящихся - женщин, молодежи, людей предпенсионного возраста, инженерно-технических кадров, мигрантов и др. В США уже ряд лет действует так называемое ассоциированное членство для безработных и пен-сионеров, желающих оставаться в профсоюзных рядах, - пусть они пла-тят символические взносы, лишь бы не уходили из профсоюза.
Все большее значение придается работе профсоюзов в трехсторонних органах, участию в социальном партнерстве в целом. В ряде стран Запада созданы общественные органы с участием профсоюзных представителей, без согласия которых не могут быть приняты законы по социальным проблемам (Центральный экономический совет в Бельгии, Экономический и социальный совет во Франции) или решаться многие производственные и социальные вопросы на предприятиях (советы предприятий в Германии, советы доверенных лиц в странах Северной Европы).
Многие профсоюзы привлекают трудящихся в свои ряды и косвенным путем, например, предоставляя скидки по взносам в страховые общества, принадлежащие профдвиже-нию, приобретению турпутевок, льготы по вкладам в профбанки и т.п.
Мы учимся работать в изменившихся условиях. Когда участие трудящихся в деятельности профсоюзов прямо зависит от настойчивого соблюдения принципа: "Каждый профорган, каждый профлидер - для членов профсоюзов". Профсоюзы стран СНГ идут по этому пути, и это внушает уверенность в будущем.