Сразу же условимся, что пост - это не диета. Апостол замечает, что "пища не приближает нас к Богу" (1 Кор. 8, 8). "В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию", - говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище - это только основание для дальнейшей постройки, им "сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце" (святитель Игнатий Брянчанинов).
Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. "С постом всегда должна быть соединена молитва", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом - молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечернее богослужение иные заходят по дороге домой как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.
Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: "Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?" Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены семьи расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. К примеру, в одной семье жена, мать троих детишек, достаточно церковный человек и ребят старается воспитать в духе Православия. А муж хоть и верующий и очень хороший семьянин, заботливый отец, но малоцерковный. Правда, домашним своим никак не препятствует соблюдать устав. Однако во время поста его, как говорится, "заносит". И понятно. Жена с детишками пост сочетают с усиленной молитвой, с покаянием, частым посещением храма, укрепляют себя приобщением Христовых Таин, а муж только постится "заодно" с домочадцами. Конечно, ему и трудно, и скучно, и срывается он иногда.
У о. Александра Ельчанинова есть запись: "Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам". Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир - это не только Ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.
У святителя Тихона Задонского сказано: "Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?". Конечно, никакой. Это лицемерный пост. Одна женщина спрашивала у старца, чего нельзя есть постом. Зная ее осудительный характер, старец ответил: "А тебе, матушка, скажу: не ешь людей". Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: "Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое?" Смысл поста в очищении. В физическом очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.
Бывая в храме, вглядитесь в лица, как меняются они во время поста. К концу поста они становятся моложе, в них появляется покой, светится чистота. Особенно это заметно у женщин. Растворяются, пропадают с лиц прихожанок характерные черты журливой свекрови, капризной женушки, любопытной соседки, и даже растерявшая в легкомысленных заботах свою красоту ветреница словно возвращается в светлое детство и выглядит милой и доброй сестрицей. А дети! На детских лицах, наоборот, как бы прибавилось возраста. Добавилось сознания. Кажется, еще месяц назад почти с первого взгляда можно было определить, кто получил за контрольную двойку, а кто пятерку. А теперь все почему-то кажутся отличниками. Да разве только женщины и дети? У мужчин разглаживаются морщины забот, куда-то пропадает напряжение, уходит суровость. И уже нет директора или столяра, водителя "КамАЗа" или коммерсанта. Теперь в лицах проглянуло то, что видят в них матери, жены и сыновья. Это любимые лица. И старики. Обычно отстраненные в своих мыслях от молодого поколения, привычно сосредоточенные на службе, близкие только со своими, они вдруг по-детски открываются для всех, необычайно молодеют. И становится заметно, что все мы вместе, и в духе возраста нет.
Жизнь бывает всегда молода,
Если в Боге она протекает.
Дни струятся, звонят и сверкают
И насыщены светом всегда...
- поется в одной современной духовной песне. И заметьте, у молитвенников, у людей, которые привыкли молиться, действительно не бывает "старческих" глаз, взгляд их ясен, лучист, а в лицах есть что-то юное. "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4, 16), Церковная жизнь - вот секрет вечной молодости... И Вечной жизни.