ДОБЫТЧИЦА

Осенние ботики со взрослой ноги, привязанные веревочками к щиколоткам, потертая шубейка... "Женя, может, поговорим?"Она соглашается, но спрашивает: "А вы меня потом отпустите?..".

Оказывается, у нее сегодня день рождения. Мама утром сказала. И нарядила дочку в розовое шифоновое платьице. В школе на этот наряд никто не отреагировал. Женька про свой "день варенья" никому не сказала и в школе не задержалась - поехала зарабатывать себе на подарок.
Мне она поведала, что у нее нет носочков, прохудились ботинки и очень хочется красивую куклу. И что сегодня она "работала" в магазине одна, а обычно вместе с ней "работает" сестра Саша. Где-то в городе тем же самым, наверное, промышляет еще и брат Ваня. Девятилетняя Женя и двенадцатилетняя Саша - основные добытчицы. Папа - не работает. Он лежит на диване и читает книжки. Мама - тоже не работает, потому что в поселке, где они живут, работы никакой нет. Попрошайничеством Женьке удается добыть около 70 рублей в день. На эти деньги она покупает хлеб и перловку..
Женька учится в третьем классе. Так она сказала. Судя по ее безуспешным попыткам прочитать надпись на открытке, учится неважно. Писать вообще не умеет. Когда она вырастет, станет официанткой в баре: "Всякое подавать разным людям", - как сама говорит.
Она любит жареную картошку даже больше шоколада, но мама ее не готовит, потому что картошки нету. Один раз, когда посадили на огороде картошку и капусту, сосед пустил туда корову, и она все поела. Больше уже не сажали. В общем, Женька не ужинает. Приходит домой и сразу ложится спать. А телевизора у них нет - сгорел.
После разговора девочка попросила меня вернуть ее на "рабочее место", но я решила посетить эту странную семью, где родители не работают, а дети проходят "школу жизни" на улице.
Поехали в Архангельское, к большему удовольствию Жени, на машине. Пока ехали, представляла себе картину, которую увидим: папа и мама запойные, в квартире беспорядок и вечная пьянка. Но ошиблась.
Дверь открыл папа, маленький бледный человек. По виду - никакой не злодей и уж явно не опустившийся алкоголик. К нашему появлению отнесся почти равнодушно.
- Как вы можете отпускать своих детей в город одних? - упрекнули мы его. - Это же опасно!
- Я что? Я ничего... Им мать позволила.
- А где она?
- Нет ее. Не знаю, где.
В квартире на первом этаже двухэтажного дома - дикая нищета. Обшарпанные стены и рассохшиеся дощатые полы, всюду пыль, какие-то грязные лохмотья. До такого состояния доводят себя люди, махнувшие рукой на свою жизнь. Это не просто нищета. Это нищета напоказ.
- Вы где работаете? - спрашиваю у отца.
- Я пчеловод. По моей профессии работы нет. В прошлом году пас телок, но мало платили, всего по 11 рублей за голову. В этому году даже не пытался никуда устроиться. Зачем надрываться за так?
- А где остальные дети?
- Нету их. Не знаю, где.
- Женя рассказывала, что Альбина, ваша старшая дочь, очень больна. Что с ней?
- Диабет вроде... Мать знает.
- Женя говорит, вы читать любите. Что читаете сейчас?
- Я все читаю... Раньше фантастику любил. Этого ... Белова!
- Беляева?
- Ну я сейчас уже не помню.
- Сейчас ваша дочь еще малышка. Вы думаете о том, что с ней будет через десять лет?
Отец девочки не нашел никаких слов для ответа, кроме "Н-да...".
Ничего не понятно. Что за папа? Что за семейка такая, где дети работают, а родители бездельничают?
В администрации Архангельского фамилия Дорофеевых известна.
- Ой, что вы, это такая сложная семья! Они у нас на учете стоят как неблагополучные с 1997 года. И не сказать, что пьяницы или плохие люди, но... Дети у них действительно содержат взрослых. Кроме мамы и папы, кормят еще и маминого сожителя. Она сразу с двумя мужчинами живет. Второй "папа" откуда-то с Украины, без документов, его милиция сколько раз выпроваживала, а он, как бумеранг, возвращается и возвращается.
Сейчас администрация округа затеяла процесс по лишению Дорофеевой родительских прав. Собираются хотя бы младших девочек, Женю и Сашу, отправить в интернат, вытащить из этого болота...
А сегодня девочки снова на своем "посту", в магазине "Мельница". Тут у них нет конкуренции. Настоящих бродяжек и побирушек вылавливают и определяют в приемники, интернаты, а этим "добытчикам" никто не может запретить их невеселое ремесло: кто посмеет сказать, что они не имеют права себя кормить?