НУЖЕН ЛИ ЧИНОВНИКУ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ?

Странное дело: чем энергичнее в Белом доме и Государственной Думе звучат призывы сокращать бюджетные расходы, тем больше денег - словно в насмешку - тратится на содержание служебных легковых машин, обслуживающих работников федеральных, муниципальных органов власти и управления. Расходы увеличиваются, потому что и армия чиновников растет, и автопарк служебных автомобилей расширяется. Тема, увы, не новая, "Труд" уже писал об этом, но приходится вновь наступать на "больную мозоль" чиновников, потому что ситуация не улучшается - скорее, наоборот.

ОБ ЭТОМ свидетельствуют свежие данные, полученные редакцией в Главном управлении Государственной инспекции дорожного движения МВД РФ. В 1999 году из федерального, региональных и местных бюджетов финансировалось содержание 581 750 лимузинов, а в 2000-м - уже 605 290. Прибавка, как видим, существенная - 23,5 тысячи машин. Этот комфорт высокопоставленных чиновников обходится в копеечку налогоплательщикам, то есть всем нам, россиянам. Только на приобретение дополнительных 23,5 тысячи "авто" в прошлом году бюджеты всех уровней выложили более 2,5 миллиарда рублей. Плюс текущие расходы - эксплуатационные, на ремонт, зарплату водителей, аренду гаражей. Обычный министерский автомобиль обходится в 25 тысяч рублей в месяц, машина федерального министра - в 75 тысяч.
Не так уж сложно подсчитать расходы на разрастающийся в России парк служебных машин. Производя расчеты, надо иметь в виду, что из 605 тысяч лимузинов около 40 тысяч - иномарки. Это "ауди", "БМВ", "КИА-Кларус", "мерседесы"... Техническое обслуживание их стоит намного дороже, чем "Волг" и "Жигулей". В общей сложности бюджеты всех уровней тратят, по моим расчетам, на легковые автомобили десятки миллиардов рублей в год. На долю федеральных министерств и ведомств (не считая аппарата Белого дома) приходится порядка 140 миллионов рублей. Сумма внушительная. Интересно, что распределяется она по отраслевым "штабам" очень неравномерно. В одних министерствах тратят на транспорт огромные деньги, в других - используют государственные средства рачительно. Немалых трудов стоило мне добыть цифры по ряду ведомств. Охраняют эти данные как самую большую государственную тайну. Но сегодня "Труд" может частично приоткрыть ее. Заметим лишь, что в министерскую графу "Транспортные услуги" включается не только содержание служебных легковых автомобилей, компенсации за использование личных машин для рабочих поездок, но и наем грузовиков, а также обслуживание делегаций. Впрочем, львиная доля денег идет все-таки на персональные и так называемые "разгонные" машины для чиновников.
Итак, в Министерстве по налогам и сборам на 2001 год предусмотрено на транспортные расходы 20(!) миллионов рублей. Между прочим, в этом министерстве одних только заместителей министра двенадцать, а ведь начальникам, как известно, требуется машина с шофером. В Министерстве экономического развития и торговли замов у Германа Грефа еще больше - четырнадцать (из них - три первых). И транспортные расходы составят здесь в нынешнем году тоже изрядную сумму - 17 миллионов рублей. Для сравнения: в Минатоме по соответствующей бюджетной статье запланировано 2,2 миллиона; в Министерстве природных ресурсов - 3,4 миллиона; в Министерстве по делам Федерации, национальной и миграционной политики - 3,3 миллиона... Выходит, можно обходиться и меньшими суммами? Дорого для казны - в 100 миллионов рублей в год - обходятся, как сообщалось недавно в прессе, машины для депутатов Государственной Думы (335 единиц автотранспорта).
Это очень много. Такого расточительства не может позволить себе страна, которая лишь начинает выбираться из глубокого кризиса. Да и в богатых развитых государствах нет столько персональных машин для чиновников, как в России. В США, например, заместители министров не имеют государственных автомобилей с шоферами. Как правило, чиновники там сами находятся за рулем. Понятно, у них и зарплаты совершенно другие. Но, может быть, и у нас выгоднее доплачивать чиновникам, управленцам соответствующего уровня, чтобы они приезжали на работу на своих машинах? Эта практика является обычным делом во многих странах. Не пора ли и нам перенимать "капиталистический опыт"?