Автора этот статьи серьезно утомили назойливые звонки с «уникальными предложениями по недвижимости»
Такое ощущение, что на мне свет клином сошелся. Чуть ли не ежечасно звонок: «Здравствуйте! У меня для вас уникальное предложение по недвижимости...» Пыталась объяснять, что крыша над головой у меня есть, а денег на «уникальное предложение» нет. Но теперь просто сбрасываю звонки. Хотя назойливых риелторов можно понять, над рынком недвижимости стон стоит: «Ну нет покупателей — одни продавцы!»
Появились данные, что в 2022 году половина продаж на вторичном рынке недвижимости по всей России совершались через нотариальную доверенность. Для сравнения: в 2021 году подобных случаев было не более 20%, а в 2018-м — только 5%. Объяснение простое: уехавшие за границу граждане срочно распродавали свои квартиры. По разным данным, только после объявления частичной мобилизации страну покинули около 700 тысяч человек, а ведь процесс пошел раньше. Многие из «понауехавших» оформили доверенности на срочную продажу или сдачу своего жилья.
Осенью количество заявок на срочную продажу увеличилось на 10%, однако количество потенциальных покупателей сильно сократилось — на 40-45%, отмечают риелторы. В базах агентств стали появляться предложения о срочной продаже с большим дисконтом, порой достигающим трети стоимости. Одновременно упало и число желающих снять жилье. Эксперты констатируют: весной уехали многие потенциальные покупатели, платежеспособные граждане, а после 21 сентября — и арендаторы: «Осенью часть собственников снижали цену для ускорения процесса продажи и отъезда, а некоторые бросились реализовывать квартиры, купленные с инвестиционными целями. Выставляли их по цене покупки, лишь бы вернуть вложенные деньги. Но чаще безуспешно. Те, кому не удалось продать, пытались их сдать. Кроме того, уехавшие освободили большое количество съемного жилья. В результате просел и рынок аренды».
Риелторы рассказывают, что в последнее время в их работе все чаще фигурируют нестандартные документы — например, заявления продавцов для зарубежного банка о происхождении денег или гарантии уплаты налога на иностранном языке. Но у покупателей сделки по доверенности нередко вызывают страх, ведь они могут быть отменены или признаны недействительными. А тут еще депутаты все настойчивее призывают конфисковать у уехавших жилье — в пользу сирот...
Рынок оказался затоварен, а спрос упал в разы. Еще год назад покупатели переключились на вторичку — она дешевле. Но теперь наблюдается спад и в этом сегменте: минус 30% как на продажу, так и на покупку. Уменьшилась доля ипотечных сделок, и даже падение ставки по ипотеке на вторичное жилье не стимулирует покупателей. Риелторы свидетельствуют: ипотека, видимо, скончалась. А ведь именно она обеспечивала 90% спроса.
Все просто: денег у людей остается все меньше, огромные платежи народ не тянет. Национальное бюро кредитных историй сообщило, что в четвертом квартале 2022 года доля отказов в ипотечных кредитах выросла до 46,2%. Опять рекорд! Кроме того, в ситуации неопределенности мало кто отважится на рискованный долгосрочный проект.
Что дальше? Все идет к снижению цен. Особенно это будет заметно в Москве. «На столичном рынке раздулся огромный ценовой пузырь. Стоимость вторичного жилья должна скорректироваться примерно на 30% от максимумов весны 2022 года, — утверждает аналитик Олег Репченко. — С учетом уже случившегося квадратному метру осталось потерять еще около 10-20%, что может произойти в ближайшие полтора-два года». Прогнозируют, что квадратный метр будет дешеветь на 1% в месяц.
А в это время
Наши люди перестали ездить на такси в булочную и все меньше ходят по барам, ресторанам и кафе. В обнародованном исследовании говорится, что осенью число закрытий таких заведений увеличилось на 25%. Между тем даже в непростом 2021 году рынок вырос почти на треть. Многие рестораны тогда сумели адаптироваться к ковидной ситуации и даже нарастить выручку. Больше всего в минувшем году закрылось кафе, пиццерий, суши-баров и пекарен. Кризис настиг заведения, расположенные в торговых центрах: там поток посетителей резко снизился. Доставка еды — главный тренд. Но и тут клиенты теперь берут поменьше и то, что подешевле. Ну нет аппетита — и все тут!