Авторский цикл Бэллы Курковой: восемь серий вконец апологетического фильма
«Когда Иван Петрович говорил, что он и. о. царя, в этом не было бахвальства. Он действительно так думал!» — экс-директор Музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров не скрывает восторга, отзываясь об Иване Саутове, экс-директоре Государственного музея-заповедника «Царское Село», в свежей премьере авторского цикла Бэллы Курковой «Дворцы взорвать и уходить...», показанной на телеканале «Культура». А вот еще: «Он был красив! Шагал, как Петр Великий!» И так восемь серий, и с повтором на следующий день.
В конце 1980-х Саутов руководил КГИОП (комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). В результате скандала, связанного с разорением вверенных его ведомству петербургских памятников, его перевели, разумеется, на повышение, и он стал директором ГМЗ «Царское Село». В фильме это трактуется иначе, но...
Не вдаваясь в оценку его деятельности, скажу о самом цикле. По замыслу авторов, «фильмы посвящены воссозданию разрушенных дворцов, героической работе ленинградских реставраторов, судьбам пригородных дворцов-музеев и легендарному директору Музея-заповедника «Царское Село» Ивану Петровичу Саутову».
И вот на экране царят (опять это слово!) нынешний директор ГМЗ Ольга Таратынова (вдова Саутова) и ее «фрейлины». Хозяйство в надежных руках! Как-то, увидев в Екатерининском дворце портреты и даже скульптуры покойного Саутова, я была озадачена: как-то нескромно! Тогда я еще не знала, что нас ждут восемь серий вконец апологетического фильма.
В котором, однако, так и не нашлось места, например, Нагорскому. А между тем Николай Викторович Нагорский 16 лет работал заместителем директора ГМЗ «Царское Село» как раз в бытность там Саутова. Возглавив затем Музей «Исаакиевский собор», Нагорский объединил четыре храма-памятника: Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский соборы и храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Это при его содействии «коренным образом изменились отношения музея и Санкт-Петербургской епархии, которые стали строиться на основе взаимоуважения и взаимопомощи», как подчеркивает церковный источник.
Не стало Нагорского — не стало и музея четырех соборов. И в восьмисерийном фильме «о непростой судьбе пригородных музеев в послевоенные годы» о нем не вспомнили. Спасибо, хотя бы мельком упомянули Александра Кедринского, главного архитектора ГМЗ, которому принадлежит исключительная роль в воссоздании Царскосельского дворца и дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Павловска, Гатчины...
Зато авторы сериала подвергли обструкции профессионала с мировым именем, замечательного музейного хранителя Анатолия Кучумова, чью подвижническую роль в спасении царскосельских экспонатов трудно переоценить. Да, он был человеком неоднозначным. Как и само время, выдвинувшее электрика с образованием в девять классов в ведущие музейщики нашей страны, для которого сохранение культурного наследия России явилось главным делом жизни. Он стал экспертом высшего класса, к нему за советом обращался директор Эрмитажа. Одна только его находка знаменитых паркетов из Лионского зала и Зеркального кабинета Екатерининского дворца, обнаруженных в действующем элеваторе в Германии под кучами зерна, могла бы стать темой остросюжетного фильма. Но не стала. Зато в сериале подробно говорится о том, как Саутов в 90-е нашел богатых спонсоров в той же Германии.
«Вот и все. Смежили очи гении. / И когда померкли небеса, / Словно в опустевшем помещении / Стали слышны наши голоса. / Тянем, тянем слово залежалое, / Говорим и вяло и темно. / Как нас чествуют и как нас жалуют! / Нету их. И все разрешено» — печальные эти строки Давида Самойлова — словно рефрен к нынешним временам и нравам.
Вся эта посвященная Саутову киноконструкция, в которой есть, например, фильм «НКВД против мокриц» (там речь идет об эвакуации музейных ценностей в первые дни войны) не вызывает доверия. Грубо сработано. Многочисленные цитаты из дневника сотрудницы музея, которая не сочувствовала советской власти, создают впечатление, что жители Пушкина только и делали, что ждали немцев. Это как минимум взгляд очень поверхностный.
Но от Бэллы Курковой другого не жду. Ее репутация как раз небезупречна. После того как в 1994-м она была обвинена в коррупции в результате аудиторских проверок, вскрывших нарушения и злоупотребления, в 1995-м Куркова была вынуждена подать в отставку с поста председателя ГТРК «Петербург — 5-й канал». Но сейчас она снова востребованна.