ТРЮКАЧ

Абсолютный чемпион Москвы по каратэ Александр Иншаков хорошо известен не только в спортивных кругах, но и в творческих тоже. Александр Иванович в качестве каскадера работал с такими кинорежиссерами, как Алов и Наумов, Сергей Бондарчук, Гайдай, Прошкин, а недавно и сам стал режиссером и продюсером. Но главным делом своей жизни он по-прежнему считает постановку и исполнение трюков.

- Александр Иванович, помните, в старом фильме Клода Лелюша "Мужчина и женщина" муж главной героини был каскадером и погибал на съемках. Именно тогда многие наши зрители впервые узнали, что головокружительные трюки в кино исполняют не сами актеры. Теперь же, наоборот, все уверены, что они вообще никогда не участвуют в опасных эпизодах, даже если заявляют обратное. Скажите, в вашей практике встречались артисты, которые сами скакали на лошадях, бегали по крышам мчащихся вагонов?
- Такого я в своей практике что-то не припоминаю... Но дело вовсе не в отсутствии у актеров мужества. Просто выполнять трюки им не разрешают и не разрешат никогда. Разумеется, физически подготовленный артист может пробежать по крышам движущихся вагонов. Но, представьте, что он поскользнулся, упал, выбил зубы или сломал себе руку и... Съемки фильма должны приостановиться. Но кто себе это может позволить, если один съемочный день стоит бешеных денег? А длительный простой может вообще поставить крест на проекте. Это я вам как продюсер говорю. Даже когда я сам снимаюсь в качестве актера и каскадера, то отлично понимаю, что в любой момент могу получить травму.
- А случалось?
- Не раз. Когда я играл одну из главных ролей в фильме "Крысиный угол" и делал со своим замечательным напарником Валерием Деркачом очень сложное двойное падение с крыши на крышу, то во время третьего дубля повредил себе ногу. После этого мне пришлось бегать и прыгать на одной конечности, от чего картина, естественно, много потеряла. А когда снимали фильм "Крестоносец", то в сцене, где мой герой карабкался вверх по отвесной стене, я сорвался, разбил пятку, и потом всю картину, сжав зубы, пытался изобразить хорошую мину при адской боли. Но я-то каскадер, а представляете, каково было бы в такой ситуации актеру...
- Все драки в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" ставили вы при участии каскадеров. И тем не менее позже Андрей Миронов и Михаил Боярский рассказывали, что работали без дублеров. Это правда?
- Во-первых, у Андрея Миронова и трюков-то серьезных не было. А во-вторых, он страшно боялся драк, и началось у него это после одного случая, когда в театральном училище на зачете по сценическому движению Андрея сильно ударили по голове, и он оказался в больнице. У актера произошел психологический зажим: ему стало казаться, что при любой схватке его обязательно покалечат. Мне пришлось долго убеждать его в обратном. В конце концов он мне поверил, но все-таки, когда вы видели на экране перепуганные глаза его героя во время драк, то здесь он был абсолютно естественен. А Михаил Боярский красиво сидел на лошади, даже ездил трусцой, но в сцене падения с движущейся кареты и скачках на лошадях участвовал не он, а наши каскадеры.
- А Владимир Высоцкий? Ведь вы встречались с ним на съемочной площадке?
- Да, иногда я ему показывал кое-какие приемы, и потом он очень любил каратэ, часто бывал на наших соревнованиях, его увлекали экстремальные ситуации, риск, борьба. К тому же в нем было столько энергии, что хватило бы на десятерых... Но трюки за него все-таки выполняли профессионалы.
- Ну, а вы то сами как попали в каскадеры?
- Однажды известный тренер Алексей Штурмин попросил меня подскочить на "Мосфильм" для постановки драк в фильме Михаила Туманишвили "Ответный ход". Мне это дело очень понравилось, и я подумал: вот мое призвание! А уже в следующем фильме "Одиночное плавание" под моим началом находилось около 50 борцов и каратистов, которые играли десантников. Кстати, после показа этой картины новобранцы в военкоматах просились только в десантные войска.
- Скажите, сейчас в связи с модой на приключенческие фильмы потребность в каскадерах увеличилась?
- Конечно, особенно требуются настоящие профессионалы.
- А компьютерная графика их не заменит?
- Ни в коем случае. Разные там схватки, падения с крыш, вертолетов должны выполнять каскадеры.
- Считается, что каскадеры разных стран в чем-то да держат приоритет. К примеру, французы - в автомобильных гонках, испанцы - во владении холодным оружием. А у русских есть свои "фишки"?
- Наши ребята ни в чем не уступают ни французам, ни испанцам, ни тем более американцам. Все зависит от того, какие возможности предоставляются им во время работы.
- Скажите, а вашим коллегам не бывает обидно, что они, рискуя своим здоровьем и даже жизнью, остаются в тени, и все лавры достаются артистам?
- В нашей профессии завистливых и тщеславных не бывает, а если они появляются, то быстро уходят. Хороших спортсменов много. Но не каждый из мастеров спорта способен "лечь" под актера и проиграть роль так красиво, чтобы даже физически слабый исполнитель начал казаться суперменом и победителем. Мы работаем на славу и имидж других, хорошо осознавая это.
- Ну, а как получилось, что вы стали еще и продюсером?
- Я много работал каскадером с режиссером Сергеем Тарасовым, а он такой же, как я, романтик, любит исторические фильмы, вы, возможно, их помните: "Рыцарский замок", "Стрелы Робин Гуда". Мы хорошо с ним понимали друг друга, ему нравилось, как я работаю с актерами. И он предложил мне стать его сорежиссером. Мы запустили с ним "Графа Роберта Парижского", уже кое-что сделали, но тут началась перестройка, и финансирование картины прекратилось. С этим я никак не мог смириться и решил во что бы то ни стало найти деньги для продолжения съемок. Так я стал продюсером и прибрел серьезную головную боль, потому что берешь чужие деньги, а возвращаешь свои, и надо их вернуть вовремя....
- Несколько лет назад вы создали Всероссийскую ассоциацию каскадеров. Что она дает людям, занимающимся этим опасным ремеслом?
- Настоящих каскадеров в России не так уж и много, около 100 человек. Фактически все знают друг друга. Начиная с советских времен, мы работали в кино на свой страх и риск. Многие получали травмы, увечья, и когда это с кем-нибудь случалось, то помогали друг другу, как могли, устраивали в больницы, по сути, платили из своего кармана. Поэтому идея каскадерской ассоциации зрела не один год. И вот, наконец, в 1991 году она была создана, а в 2006-ом году появился профсоюз, который в социальном плане защищает моих коллег. Хотя некоторые отчаянные ребята еще пытаются решать свои вопросы самостоятельно, но это до тех пор, пока не случится какое-нибудь ЧП...
ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!
Известно много фактов гибели каскадеров на съемках. Так, в 2003 году в Праге снимался эпизод блокбастера "ХХХ", где главного героя преследовал человек на парашюте. Каскадер, парящий в небе над рекой, не успел отцепиться от катера и на глазах сотен людей разбился об опору моста. В боевике "Слезы солнца" с Брюсом Уиллисом знаменитый голливудский каскадер Майкл "Феникс" Барбер должен был приземлиться с парашютом на пляж, но оказался в воде в 270 метрах от берега и утонул. Совсем недавно на съемках сериала "Промзона" в Курской области погиб российский 20-летний каскадер. В сцене пожара он был оглушен взрывом, побежал не в ту сторону и получил смертельные ожоги.
По количеству травм среди актеров, самостоятельно выполняющих трюки, мировое лидерство принадлежит Джеки Чану. Он пострадал на съемках более 40 раз. В его "послужном" списке: переломы бедренной кости, носа, челюсти, повреждение позвоночника, выбитые зубы, многочисленные колото-резаные раны и ожоги, повреждение глаза, повреждение основания черепа... У Джеки Чана не раз возникали проблемы со страховыми компаниями, под благовидными предлогами отказывающимися заключать с ним страховые соглашения. А, как известно, в США ни одна съемочная группа не может начать работу, пока все ее члены не будут застрахованы.
Гонорарные ставки российских каскадеров не фиксированы. Они зависят не только от сложности трюков, но, как и гонорары актеров, - от бюджета фильма. А вот слухи о баснословных заработках голливудских трюкачей сильно преувеличены. Они составляют от $ 2000 до $ 10000 за трюк, в зависимости от степени его сложности. Зато сумма страховок в США очень значительная. Даже за небольшую травму каскадер может получить 50-100 тысяч долларов. В случае же его гибели на страховые выплаты (($ 1 млн. и выше) семья сможет жить многие годы.
В 1995 году американский актер Кристофер Рив на съемках упал с лошади, получил перелом позвоночника и вплоть до своей смерти был прикован к инвалидной коляске.
Самым трагическим случаем в истории нашего кино была гибель 33-летнего актера, любимца зрителей Евгения Урбанского. В 1965 году он снимался в фильме "Директор" в Каракумах. В тот день снимали эффектный эпизод: герой мчится по пустыне на газике, перелетая с бархана на бархан. За рулем машины должен был находиться дублер. Но Урбанский настоял на том, чтобы машину вел он сам. На большой скорости газик перевернулся, и актер получил смертельные травмы. Съемки картина были прекращены, режиссера Алексея Салтыкова на полтора года отстранили от профессии. А Госкино издало указ, в соответствии с которым советским актерам было запрещено самостоятельно выполнять трюки. Фактически с этого момента в СССР появился институт каскадерства.