РОССИЯ-США: БРАК ПО РАСЧЕТУ ПРОЧЕН,

В ходе двухдневного визита в Москву госсекретаря США Колина Пауэлла стороны провели подсчет точек соприкосновения интересов и прояснили смысл взаимных претензий, согласившись с тем, что альтернативы подчас "худому" партнерству, которое лучше "доброй ссоры", нет и быть не может. Примирительную позицию США высказал еще накануне приезда Пауэлл: "Наши точки зрения совпадают не по всем политическим вопросам - впрочем, любые две крупные державы будут иногда расходиться во мнениях".

Расхождений, нужно констатировать, накопилось за последнее время достаточно. Они касаются не только методов, какими американцы проводят "демократизацию" постсаддамовского Ирака, но в целом дальнейшей эволюции "доктрины Буша", если вспомнить, что в документе "Стратегия национальной безопасности" провозглашена допустимость превентивных военных ударов без санкции ООН.
Если в отношении невнятной стратегии США по обустройству Ирака российская дипломатия заняла сдержанно-выжидательную позицию, то пожелание Вашингтона познакомиться с графиком вывода российских военных баз из Грузии (и даже частично оплатить эту "ретираду") вызвало в Москве вопросы. В конечном счете, как полагают эксперты МИДа, администрация США не может не осознавать, что "СНГ является зоной наших стратегических приоритетов" и что Россия на постсоветском пространстве выполняет объективную стабилизирующую роль.
Как предполагает вице-спикер Госдумы Дмитрий Рогозин, США готовы поделить сферы влияния и предоставить России, по его словам, "возможность действовать на постсоветском пространстве адекватно тому, как США действуют в мире". В Москве по-прежнему делают ставку на присущий американцам прагматизм.
У всякого расчета, увы, случается брак. Как объяснить иначе, что власти США продолжают ставить препятствия на пути экспорта из России карбамида, феррованадия, некованого титана? Кроме того, как заявил директор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО(У) МИД России Валерий Салыгин, "действуют жесткие ограничения экспортного контроля на поставки в РФ суперкомпьютеров, имеет место дискриминационная практика со стороны финансовых учреждений США в отношении российских банков под предлогом отсутствия у России действенных механизмов борьбы с "отмыванием денег" и т.д.
Хотя этот набор придирок и оговорок не столь важен, поскольку степень зависимости экономики России и США друг от друга сильно разнится. Американцы в списке наших ведущих торговых партнеров занимают третью позицию. Россия находится в аналогичном списке США лишь на 29-м месте. В то же время списывать со счетов ставшую более энергичной политику России администрация США не может себе позволить. Показательно, что Колин Пауэлл выбрал под визит оптимистическую тональность: "Россия слишком многое может предложить остальному миру, и поэтому мы не можем допустить, чтобы потенциал нашего партнерства остался нереализованным".