На таком военно-политическом фоне Россия решила в очередной раз разобраться в своих технических перспективах в околоземном пространстве. Совет безопасности РФ в Кремле обсудил основы государственной политики в области космической деятельности до 2010 года. И ничего обнадеживающего здесь не обнаружил.
По мнению Владимира Путина, "ни по одному из направлений - ни гражданскому, ни военному похвастаться нечем". Почти прекратились научные исследования, техническое состояние космических аппаратов и наземных комплексов - на грани возможного.
Можно, конечно, привычно сетовать на скудные финансовые возможности государства. Это правда: наша доля в совокупных мировых денежных затратах на космос, заявили "Труду" в Совете безопасности, десять лет назад составляла примерно 15 процентов, сейчас - не более полпроцента. По этому показателю мы уступаем теперь не только Соединенным Штатам, но и Германии, Италии, Индии и многим другим странам.
Так что, повторяю, это правда. Но не вся. Кое-что можно было бы сделать и в этих условиях, если бы не чиновничья неразворотливость. Результат хорошо иллюстрирует нынешнее состояние российской космической навигационной системы ГЛОНАСС. Для ее надежной и беспрерывной работы с наземными объектами необходимо иметь на орбите минимум 18 спутников, оптимально - 24. Мы же ни разу не сумели поднять их число выше 11. Однако самое поразительное в том, что, по мнению Совбеза, такие возможности были - и ракеты-носители, и спутники имелись в наличии.
Видимо, на заседании в Кремле тема исполнительской дисциплины прозвучала достаточно остро. Во всяком случае, по словам помощника президента РФ маршала авиации Евгения Шапошникова, "состоялся серьезный разбор полетов". И, считает маршал, впредь вряд ли найдутся желающие игнорировать распоряжения главы государства.
О собственной организационной неразберихе в пору теперь задуматься и военным. На Совете безопасности окончательно решено выделить Войска ракетно-космической обороны и Военно-космические силы из состава Ракетных войск стратегического назначения и образовать из них самостоятельный род войск. Рабочее название для них пока (это будет еще обсуждаться) - Космические. Ясно, что предварительно все это согласовывалось с Министерством обороны и Генштабом и ими одобрено. А ведь именно с санкции глав этих ведомств маршала Игоря Сергеева и генерала армии Анатолия Квашнина совсем недавно, в 1997 году, перечисленные силы и перекочевали в состав РВСН, откуда теперь их, выходит, предстоит выделять в самостоятельное "плавание". И то, и другое мероприятие стоило и будет еще стоить гигантских денег и сотен разбежавшихся высококлассных специалистов. Хоть кто-нибудь за это ответит? Заместитель секретаря Совбеза Алексей Московский от ответа на такой вопрос вежливо уклонился.