РОССИЯ СНОВА ОБРЕЛА ГОЛОС

Россия восстановлена во всех правах в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). За это решение проголосовали 88 депутатов, против - 20, воздержавшихся - 11.

Лорд Джадд, проявивший себя блистательным оратором, торпедируя поправки бывшего президента Литвы Витаутаса Ландсбергиса, вышел из зала заседаний в приподнятом настроении:
- Вот теперь только и начинается работа. Совместная работа, - сказал он вашему корреспонденту. - История рассудит, правы ли мы. Но я лично считаю, что если мы верим в парламентаризм, в нашу способность убеждать своими аргументами, то необходимо множить число наших друзей в Государственной Думе и сотрудничать с ними.
Таким образом обросшее не трехдневной, а трехлетней щетиной выражение "что ПАСЕешь, то и пожнешь" получило на этой сессии новый смысл. ПАСЕ с оговорками после долгих раздумий пришла к выводу: за 9 месяцев остракизма символическое наказание России возымело действие, Москва частично исправилась, озаботившись по совету Страсбурга правами человека в Чечне, а следовательно, пора вернуть ей голос.
Факт отрадный, хотя и не повод для ликования. Приходилось убеждать, что Чечня - субъект Федерации, чеченцы - российские граждане, а значит, все, что делается там, подчинено нашим общим государственным интересам. Пришлось даже вносить поправку, чтобы в название итоговой резолюции после слов "Конфликт в Чеченской республике" добавить в скобках "Российская Федерация".
Накануне голосования с журналистами встретились за кофейным столиком докладчики юридического комитета - Ренате Волвенг и политического комитета - Матиаш Эрш.
Последний подчеркнул: несмотря на "очень незначительный прогресс" в Чечне, они считают нужным подбодрить тех депутатов Госдумы, которые способствуют проведению в жизнь рекомендаций ПАСЕ.
На вопрос, почему такая тактика не была принята на вооружение весной 2000 года, Матиаш Эрши откровенно признал: в политике, если оказанное давление приносит положительный результат, то это допустимо. Демонстрируя свою благожелательность, он тем не менее допускает, что на апрельской сессии - в зависимости от динамики урегулирования в Чечне - полномочия россиян могут быть пересмотрены вновь. Возвращение голоса России, по его словам, - это не признание благополучного состояния с правами человека в Чечне, не индульгенция для России.
- Как вы расцениваете вывод доклада лорда Джадда, что в Чечне достигнуты "обнадеживающие, хотя и скромные успехи"? - с таким вопросом я обратился к специальному представителю президента РФ в Чечне по правам человека Владимиру Каламанову.
- Смотря с чем сравнивать. В феврале 2000 года Чечня была зоной беззакония, зоной нарушения прав человека. За восемь лет разрушили весь комплекс государственных и общественных институтов по защите прав и свобод личности, - сказал Владимир Каламанов. - Сейчас возвращаются к жизни органы гражданской администрации. Заработали суды и прокуратура (в докладе Джадда констатировано: 60 процентов прокуроров - чеченцы. - В.М.). Создана чеченская милиция. Сегодня жители республики, если считают свои права ущемленными, то не берутся за автомат Калашникова, а идут в суд. Весной прошлого года такое было невозможно.
- Значит, успехи на самом деле впечатляющие?
- Нет, меня ни в коей мере не удовлетворяет правозащитная ситуация в республике. Не соблюдается право на труд, на отдых, на свободу передвижения. Или возьмите проблему финансовых потоков. В Чечне отсутствует банковская система, что затрудняет осуществление права на экономическую деятельность. Да и стыдно было бы говорить об успехах, когда 500 детей беженцев в станице Знаменской не могут ходить в школу только потому, что у них нет теплой одежды.
- В чем в таком случае вы видите свою первостепенную задачу?
- Мы пересматриваем свои приоритеты каждые 3-4 месяца. Когда я начинал свою деятельность на этом посту, самым главным было амнистировать всех, кто этого заслуживает, всех, кто оказался в заключении без вины. Нужно найти пропавших без вести, в списке - 462 фамилии. 46 человек мы уже обнаружили. Возьмите суды. По Конституции судей может утверждать только парламент, а его нет. Юристы долго искали выход и нашли. Председатель Верховного суда возвращает к активной профессиональной деятельности тех судей, которые к настоящему времени вышли в отставку.
- Руководство ПАСЕ выразило обеспокоенность тем, что бразды правления сейчас переходят к ФСБ. Ваше мнение?
- У ФСБ нет своей армии. Зато есть интеллектуальная элита. Они работают точечно. Их задача взять не количеством, а качеством. Я приветствую это решение. Цель ведь благородная: привлечь к ответственности тех, кто преступил закон, кто нарушил права человека. Решение президента Путина о создании совета, стремление поощрить возникновение религиозных и общественных организаций - это шаги в правильном направлении. Прочный мир в Чечне будет обеспечен и тогда, когда возникнут несущие опоры гражданского общества.
...Словесная битва разыгралась при внесении поправок в резолюцию о Чечне, где каждый нюанс, эпитет или запятая могли нести в себе либо скрытую угрозу, либо правду. Всего один, но показательный пример. Ландсбергис, инициатор чуть ли не всех поправок, предлагает: из предложения "Пока еще мало дел о предполагаемых нарушениях прав человека и преступлениях, совершенных военнослужащими, передано в суды" вычеркнуть слово "предполагаемых". Ландсбергису отвечает лорд Джадд: факт правонарушения доказывается в судебном порядке, исходя из презумпции невиновности. Джадд считает предложение неуместным. Ставится на голосование. Итог: 30 - за поправку Ландсбергиса, против - 80.
- По моему наблюдению, большая часть поправок, носивших радикальный характер, оказалась провалена. Способствовала этому и беспомощная апологетика боевиков их полпредами, которые за эти 9 месяцев, похоже, и не покидали Страсбург. Сказалось и осознание Ассамблеей, что "время перепалок в жанре "дурак - сам дурак" прошло, - сказал, выйдя из зала заседания, глава Комитета по международным делам Госдумы Дмитрий РОГОЗИН.
- ПАСЕ, - продолжил он, - стало более объективным. Да и мы научились с нею работать. Принятая резолюция по Чечне намного умнее всех предыдущих. На ее основе мы будем наращивать наше сотрудничество. Мы заинтересованы не в том, чтобы с Запада звучали окрики в адрес России. Мы хотим конструктивного обмена мнениями.
И последнее. Депутатам в Страсбурге желательно понять, что если Россия не остановит воинствующий исламский фундаментализм, опирающийся в Чечне на террористический интернационал, то "более мягкие демократии Европы", по выражению Рогозина, окажутся неспособными справиться с этой новой, а главное - общей для всех угрозой.
Спикер Государственной Думы Геннадий СЕЛЕЗНЕВ: "Принятое решение абсолютно правильное, хотя в адрес нашей страны высказано много неприятных слов и в тексте принятой резолюции ПАСЕ сказано о недостаточности и ограниченности прогресса в деле восстановления прав человека в Чечне".
Помощник президента РФ Сергей ЯСТРЖЕМБСКИЙ назвал решение ПАСЕ о восстановлении прав России в этой организации "безусловно хорошей новостью и, возможно, одной из самых лучших новостей начавшегося года для России". Главное, подчеркнул он, что эти решения были приняты в тот момент, когда "появилась возможность сделать упор на политической составляющей урегулирования положения в ЧР".