ПРАВО НА "ТРУД"

Начало очередной подписной кампании совпало нынче с событием, которого давно ждали и читатели, и издатели, и связисты: на днях президент Владимир Путин дал поручение министерствам связи и печати разработать и ввести ЕДИНЫЙ ПОДПИСНОЙ ТАРИФ НА ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ. Поручение президента - своеобразный ответ на давно ожидаемые всеми тремя сторонами перемены.Один из мощнейших печатных рынков страны (разовый тираж газет и журналов достиг в этом году 32 млн. экземпляров) явно и болезненно лихорадит.

ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНАЯ индустрия, опрокинувшись десятилетие назад в рыночное море и без руля и ветрил пустившись по нему в "свободное" плавание, обернулась для многих и многих миллионов читателей тем, что они вынуждены были отказаться от полюбившихся им изданий. Виной тому - вакханалия с подписными ценами в разных регионах страны, уже ставшее привычным их постоянное повышение, опоздания с доставкой.
Быть может, "Труд", одна из самых популярных ежедневных общенациональных газет, - не самый характерный в этом отношении пример. Несмотря на штормовые условия рынка, редакция удерживает постоянной так называемую каталожную цену на подписку. И тем не менее... Каталожная цена - не окончательная. Газета от печатного станка до почтового ящика проделывает, как правило, неблизкий путь. А за дорогу надо платить, причем платить прилично. Здесь чаще всего и возникает разнобой. Пожалуйста, примеры. Ростовская область и Краснодарский край - считай, соседи. Но доставка "Труда" читателям Кубани обходится в 101,88 руб., а Ростовской области - в 170,95 руб. Соответственно, и окончательная подписная цена на нынешнее, 1-е полугодие - 252,48 и 321,55 руб. Разница существенная. Чем же ростовские читатели "хуже" краснодарских? Еще факты. Возьмем Курскую и Нижегородскую области - регионы, примерно равноудаленные от столицы. Куряне заплатили за полугодовую подписку на нашу газету 211,98 руб., а нижегородцы - 317,16, хотя каталожная цена, установленная нашим издательством для обеих областей, одинакова.
Мы попросили наших собственных корреспондентов обратиться в управления федеральной почтовой связи, занимающиеся доставкой периодических изданий, с тем чтобы там объяснили столь отличающиеся друг от друга региональные "доставочные накрутки". Журналистам привели на сей счет десятки причин, ссылались на удаленность объектов доставки, дороговизну топлива и пр. и подводили неизменный итог: право устанавливать цены на доставку "нам дано законом". И это правда. Прекратить, не побоимся этого определения, такую вопиющую несправедливость и призвано поручение президента о введении единого подписного тарифа на всей территории России.
Будем справедливы: высокие доставочные цены почта тоже зачастую вынуждена устанавливать, чтобы сводить концы с концами. Транспортные расходы действительно растут. Устранить это поможет еще одно поручение президента - разработать механизм государственной поддержки почте.
Итак, камень преткновения, кажется, сдвинулся с места. Хотя работы для окончательной расчистки дороги от редакционного компьютера до читательского почтового ящика еще непочатый край. Чего стоит, например, пересмотр целого ряда законодательных актов, которые на сегодняшний день, по мнению некоторых чиновников Министерства связи, введение единого подписного тарифа "делают невозможным". И уже совершенно очевидно, что очередная подписная кампания пойдет пока по прежней колее. Но будем оптимистами. И напомним еще раз: 1февраля - начало досрочной - льготной - подписки на "Труд" на 2-е полугодие.