Польская подкомиссия, расследовавшая катастрофу самолета президента Леха Качиньского, сама станет объектом расследования
Министерство обороны Польши упразднило подкомиссию, расследовавшую катастрофу самолета с польским президентом Лехом Качиньским под Смоленском в 2010 году. Она была создана в феврале 2016 года по распоряжению главы военного ведомства Антония Мацеревича и через шесть лет на свет появился отчет, в котором утверждалось об «акте незаконного вмешательства» в работу воздушного судна, в котором «произошло два взрыва – в левом крыле и центроплане».
И вот теперь, как следует из заявления представителя канцелярии польского премьера Яна Грабеца, следует ожидать проведения уголовно-правовой экспертизы деятельности подкомиссии. «Смоленская комиссия, безусловно, провалилась с точки зрения престижа Польши на международной арене», – добавил он.
С вопросом, как наши расследователи отнеслись к этому событию, редакция «Труда» обратилась в Межгосударственный авиационный комитет. Комментирует ситуацию председатель МАК Олег СТОРЧЕВОЙ:
– В связи с упразднением руководством Республики Польша «комиссии Мацеревича» по так называемому повторному расследованию катастрофы самолета с президентом Лехом Качиньским под Смоленском можно сказать следующее. Для начала напомню, что образованная МАК техническая комиссия завершила расследование события еще в январе 2011 года. По решению правительства Российской Федерации и правительства Республики Польша оно было проведено в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой приложения 13 к Конвенции о Международной гражданской авиации (ИКАО). Окончательный отчет и дополнительные материалы опубликованы на официальном сайте МАК в сети Интернет. В соответствии с правилами отчет является единственным официальным международным документом по результатам расследования.
Хочу также напомнить, что уполномоченный представитель Республики Польша и большая группа военных и гражданских советников и экспертов участвовали во всех основных аспектах расследования. Многие из этих специалистов также входили в так называемую комиссию Миллера, которая позднее, в июле 2011 года, представила свой доклад, основные выводы которого о причинах и способствующих факторах авиационного происшествия полностью повторяли выводы комиссии МАК. Так как никакой новой информации касательно обстоятельств данной катастрофы с момента публикации окончательного отчета нашей комиссии не поступало, то мы рассматриваем решение руководства Республики Польша по упразднению «комиссии Мацеревича» как абсолютно логичное. Оно свидетельствует об отказе от политически мотивированных попыток исказить результаты технического расследования смоленской катастрофы.
Мы также уверены, что высокопрофессиональное расследование, проведенное комиссией МАК совместно с большой группой польских специалистов, в результате которого были разработаны эффективные рекомендации для пилотов и наземных служб, положительно сказалось как на повышении уровня безопасности полетов первых лиц государств, так и авиации в целом.