ПИРАТ ЕВТУШЕНКО И КОРРИДА ПИКАССО

Согласно соцопросам, большинство считает лучшим подарком не книгу (как учили в советское время), а деньги и драгоценности. И все же среди новогодних сюрпризов книги займут достойное место: их найдут под елкой около 15% россиян. Благо, выбор сегодня на любой вкус и кошелек.

Для одних новогодние праздники - возможность спать с утра до вечера, для других - достать из кладовки коньки и лыжи, а для третьих - отрешиться от суеты и подумать о высоком. А что в литературе может быть выше поэзии? И пусть стихотворцы уже не собирают стадионы, поклонники поэтического слова есть и будут. Весомым (во всех смыслах) подарком для них станет том "Весь Евтушенко", который включает написанное поэтическим мэтром "с четырех лет до семидесяти пяти". Да-да, кроме "Со мною вот что происходит...", "Интеллигенция поет блатные песни..." и других всенародно любимых стихотворений и поэм, в книгу вошли и совсем детские произведения. Вот дебют четырехлетнего Жени Евтушенко:
Я проснулся рано-рано
и стал думать, кем мне быть.
Захотел я стать пиратом,
грабить корабли.
Заветная мечта не сбылась, но, может, оно и к лучшему? Кроме ранних, в книге есть и стихи последних лет, включая год нынешний: "Как ты приходишь, муза детства,/ тихонько проникая в нас,/ и почему не наглядеться/ во глубь твоих лукавых глаз?// Ты нас качаешь, колыбелишь./ Твои слова - поводыри,/ и доверяется тебе лишь/ душа, зажатая внутри...". А также стихотворные посвящения участникам составленной Евгением Александровичем антологии "В начале было Слово... Десять веков русской поэзии" - от Тредиаковского до Ахмадулиной.
Тех, кого пугает объем издания - более тысячи страниц, - автор сразу предупреждает: "Вы не рискуете быть погребенным под неразборчиво-беспорядочным обвалом... Я весьма придирчиво составлял эту книгу, тут только те стихи, которые с чистой совестью я могу подписать и сейчас... Вы найдете в этой книге мою личную исповедь, мои любови, мои дружбы, мои надежды..." А что том такой толстый, даже хорошо - на все новогодние праздники хватит.
Хотя о любви можно говорить не только стихами, но и прозой. В том числе и документальной, как в книге известной журналистки и писательницы Ольги Кучкиной "Смертельная любовь: Личные истории знаменитых людей".
В ней собраны подлинные любовные истории знаменитостей разных эпох - Достоевского, Герцена, Чехова, Бунина, Пастернака, Георгия Иванова, Ленина, Сталина, Джона Леннона, Мэрилин Монро, Андрея Сахарова, Шостаковича... Например, love story Пабло Пикассо и его русской жены Ольги Хохловой названа "Коррида". Великому художнику, члену Французской компартии, лауреату Международной премии мира и Международной премии "За укрепление мира между народами" всегда "нравилась борьба женщин за него". Невольной участницей и жертвой такой "дамской корриды" оказалась и Ольга Хохлова. Ее знакомство с Пикассо произошло в Риме, где Ольга танцевала в дягилевском "Русском балете". Оказавшись перед выбором - балет или Пикассо, она стала невестой художника. И услышала от будущей свекрови: "Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, я посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой..."
Но разве влюбленные слушают чьи-то советы и предостережения! "Чужой опыт говорит нашему опыту: туда не ходи, иди сюда... и все равно за все заплатишь по полной". Кстати, слова Ольгиной свекрови сбылись - наполовину. Брошенная мужем ради молоденькой любовницы (точнее, любовниц), Хохлова доживала свои дни в одиночестве. И все-таки из семнадцати лет ее жизни с Пикассо первая половина была отмечена "светом, радостью и гармонией".
Тем, кто убежден, что после Толстого, Гете и прочих великих писать о любви нет смысла, автор отвечает так: "А зачем вы живете, ведь до вас жили Цезарь и Наполеон, Пушкин и Лермонтов..."
Книга Ольги Кучкиной предназначена любителям мелодрам, то есть прежде всего женщинам. Но для них праздники нередко становятся не отдыхом, а испытанием: гости, готовка, уборка и прочие домашние хлопоты... Но если никуда от этого не деться, попытайтесь сочетать полезное с приятным.
Например, кулинарная книга может иметь не только сугубо прикладное значение: помимо рецептов изысканных блюд, в ней отыщется немало интересного. Как в книге Бориса Бурды "Кулинарные оды". Поклонники игры "Что? Где? Когда?" знают и любят Бурду как одного из лучших "знатоков", а на Украине Бурда известен и в качестве ведущего кулинарного телешоу. В книге он выступает одновременно и "знатоком", и кулинаром.
Взять, допустим, самый что ни на есть новогодний напиток - шампанское. Автор не только учит, как правильно его подавать ("нельзя брать за горлышко, так как вино в этом месте сильно нагревается", "не встряхивать бутылку никогда!") и разливать ("по стенке бокала"), но и совершает краткий экскурс в историю благородного напитка. Оказывается, шампанское родилось вовсе не в Шампани: его "первооткрывателем" стал лондонец Кристофор Маррет, который в 1662 году, добавив сахар в готовое вино, "добился самого настоящего эффекта шампанизации".
У нас оно появилось еще в XVIII веке, но полюбилось россиянам значительно позже - после войны с Наполеоном. До сих пор жива байка, что казаки поили шампанским своих лошадей, "но кто же поверит, что лошадь станет пить такое?" Есть история гораздо более правдоподобная: покидая завоеванную Францию, наши войска разграбили склады со знаменитой "Вдовой Клико". Слуги кинулись к владельцу склада: что делать? Но тот величественно произнес: "Они заплатят позже". И был прав, ибо спрос на шампанское в России действительно сформировался".
Так что наливайте бокалы (Борис Бурда советует делать это наполовину или на две трети: "Пустой бокал выглядит грустно, а слишком полному недостает элегантности") и отмечайте Новый год весело и с умом. С наступающим вас!
Благодарим Торговый Дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8) за предоставленные книги.