- Федор Филиппович, идея покорения океана на весельной лодке возникла давно, в середине ХХ века. Как она претворялась в жизнь до вашего плавания?
- В Англии в 60-е годы прошлого столетия было основано "Общество океанских гребцов". По его инициативе и проходили путешествия через Атлантику в одиночку. На первый поход в 1969 году англичанин Фэрфак затратил 180 дней. Мне удалось превзойти мировой рекорд француза Куандра, равный 57 дням. Моя лодка "УралАЗ" достигла островов Барбадоса через 46 дней. При этом я меньше всего думал о рекордах - просто боролся с океаном. Только после финиша на Барбадосах сын Оскар сказал мне: "Есть новый мировой рекорд!"
- Как готовили лодку "УралАЗ" к плаванию?
Оскар Конюхов:
- Изготовили ее из особых материалов - канадского кедра, стеклопластика и углепластика. Лодку "УралАЗ" проектировали английские конструкторы, причем с учетом природных данных отца - его роста, веса, координации. Там все рассчитано до сантиметров. Модели этой лодки испытывались в аэродинамической трубе. Если стоимость судна составила 27 тысяч долларов, то все испытания на прочность и оборудование обошлись в 17 тысяч. Высота бортов над водой составляла лишь 30 сантиметров, но зато лодка обладала очень высокой плавучестью. Сам отец признался, что просто влюблен в эту лодку и хочет еще не раз совершить на ней походы. Кстати, англичане намерены теперь выпустить серию подобных лодок и проводить мировые гонки в океане...
- Федор Филиппович, у вас была возможность ходить по палубе во время перехода?
- К сожалению, нет. Практически весь день я находился на месте гребца. Штормовая погода не позволяла подняться, я мог тут же оказаться за бортом. За время плавания у меня сильно ослабели ноги. Моей главной задачей было сохранять равновесие лодки на крутой волне.
Поначалу я пытался выдерживать намеченный график - 40 минут работы на веслах, 20 минут отдыха. Но вскоре понял, что это невозможно сделать - погода заставляла менять все планы.
Я испытал немало неприятных минут: хаотичная качка, растяжение мышц плечевого сустава от активной гребли, невозможность приготовить горячую пищу, сон урывками. На оживленной судоходной трассе большую опасность представляли собой корабли: ночью они зачастую не отвечали на радиозапросы и могли раздавить лодку, просто не заметив ее.
Неожиданностью для меня стали ветры, дующие с Африканского континента. За несколько суток они принесли из пустыни Сахары столько песку, что в итоге модель машины "УралАЗ", закрепленная на борту, была... засыпана этим песком.
- Как отразились тяготы путешествия на вашем здоровье?
- Я похудел на 6-7 килограммов. За 46 дней смог лишь восемь раз приготовить горячий суп на газовом баллончике. А остальное время мой рацион составляла сублимированная пища. Мой обычный "ланч" - это шоколад, изюм, курага, минеральная вода, сок. А ловить рыбу мне не позволили акулы - они перегрызли снасти за бортом лодки.
Не раз я мог поймать летающих рыбок (в океане их множество), но не стал этого делать, поскольку я - человек верующий, совестливый. Каждый день я молился, глядя на дорогую мне икону Николая Чудотворца. Молитва утешала в сложные часы. Помогала еще и музыка наших радиостанций...
- А не возникало желание обратиться за помощью в штаб экспедиции?
- Нет, ни разу такой мысли не появилось. Я совершил более 40 походов и знаю, как сложно спасателям действовать в открытом океане, у летчиков больше риска оказаться в воде, нежели у меня, хотя в моем управлении всего семиметровая лодочка. Так что я надеялся только на себя...
- Но у вас была связь с сыном Оскаром, работавшим в штабе экспедиции?
- Да, несколько дней мы общались. Потом вышел из строя мобильный телефон. И связь уже поддерживалась лишь через радиобуй. Штаб все время был в курсе, где находится моя лодка.
Оскар Конюхов:
- Очередной рекорд состоялся. Но отец уже изучает несколько новых проектов. К примеру, он и наши спонсоры намерены купить уникальное судно - быстроходный катамаран с двумя мачтами. На нем плавал знаменитый яхтсмен Питер Блейк. Теперь отец решил обогнуть земной шар примерно за 70 суток, на скоростной яхте.
Запланирован новый поход на верблюдах по древнему маршруту итальянца Марко Поло. Наконец, третий проект - путешествие на воздушном шаре из Скандинавии через Северный полюс. Зная характер отца, его энтузиазм, я верю, что все эти дерзкие идеи воплотятся в жизнь.