ГОД "ГЕПАРДА"

Над контрольно-пропускным пунктом заполярного гарнизона Гаджиево российский флаг вытянулся на шквальном ветру будто жестяной. Полуденная луна - само по себе выражение странное, но для полярной ночи в самый раз. Она то исчезает в черных лохмотьях стремительных туч, то силится помочь нам разглядеть заметенную вьюгой дорогу. Снежные вихри белыми змеями кидаются под колеса и лупят в лобовое стекло. В такую глухую пору мы несемся по стылой тундре туда, где за гранитными лбами сопок ждет новогодних поздравлений от редакции "Гепард". Гвардейский атомный ракетный подводный крейсер, над экипажем которого "Труд" начал шефствовать ровно год назад.

- Слушай, зам, - по-свойски обращаюсь к сидящему рядом в машине заместителю командира "Гепарда" капитану 2 ранга Дмитрию Зуеву. - Не получится так, что приедем, а экипаж в связи с непогодой с лодки не отпустят?
- Да нет, - смеется Дима. - Сегодня в гарнизоне объявлен сигнал всего лишь "Ветер-3", поэтому на крейсере только усиленная вахта. Вот пару дней назад тут ураган действительно все рвал и метал. Объявили "Ветер-1", сутки все по отсекам сидели в готовности дать ход, если швартовы не выдержат. Потом, кстати, с кабины крана, что стоит на плавпричале, поднятых со дна и расплющенных ветром и волнами морских звезд соскребали. Вот в прошлый Новый год действительно не повезло. Когда в Москве куранты били полночь, мы тоже в полном составе сидели на "Гепарде" по "Ветру-1". Не до шампанского было. А утром, когда дали отбой, командир объявил по трансляции корабельное время 23 часа 55 минут предыдущих суток. Тогда и отпраздновали.
Да уж, не сомневаюсь, командир "Гепарда" гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов - он все может, не только пускать время вспять. В предыдущий приезд в Гаджиево я прямо спросил начальника штаба эскадры подводных лодок контр-адмирала Владимира Королева: почему именно этого ершистого, ради дела не признающего, кажется, никаких компромиссов офицера назначили командовать новейшей лодкой соединения? Ведь он, ни перед одним начальником не робеющий, в 28 лет стал самым молодым на флотилии старпомом атомного крейсера. А потом оказался самым старым старпомом - целых девять лет командование сомневалось, можно ли доверить Косолапову крейсерский мостик.
Адмирал Королев ответил мне по-военному прямо - потому что достраивать "Гепард" в Северодвинске из-за перебоев с финансированием было очень трудно. Многое из тыловиков и представителей промышленности приходилось выгрызать прямо-таки зубами. В столь нечеловеческих условиях другой мог бы и не достроить атомоход. Или принять его с такими недоделками, что "Гепард" для собственного экипажа стал бы опаснее, чем для врага.
Потом, уже в Гаджиево, сам Косолапов рассказал, как его назначали командиром подлодки. Их дивизией тогда командовал адмирал тоже нрава весьма крутого, которого офицеры за глаза называли коротко, но емко - Бизон. Когда два характера - словно два кремня, часто искры летят. Однажды доведенный косолаповской независимостью до белого каления Бизон придвинул тому чистый лист бумаги и пророкотал: пиши рапорт на увольнение в запас по собственному желанию. Дмитрий Дмитриевич спорить не стал. Взял ручку и написал: "Докладываю, что меня давно пора назначить командиром атомной подводной лодки".
- Ну, Косолапов... - только и выдохнул побагровевший от неожиданности Бизон. А через несколько дней собственноручно написал представление к назначению строптивца командиром корабля своей дивизии.
Точку зрения командира "Гепарда" на службу знают на крейсере все: "Родина доверила мне атомное ружье, и оно должно уметь стрелять независимо от того, платят нам жалованье или нет, есть у нас топливо или нет, ходим мы в море или нет". В море они ходят пока действительно не так часто, как хотелось бы. Но весь экипаж в минувшем году прошел трехмесячное обучение в учебном центре под Санкт-Петербургом. И теперь даже матросы-"гепардовцы", которых, случается, прикомандировывают на другие подлодки, направляющиеся в полигон, способны научить обращению с оружием и техникой иных тамошних офицеров и мичманов.
Сам Косолапов недостаток собственной морской командирской практики решил так. Купил портативный компьютер, поставил на него программу из учебного центра, специально созданную для тренировок командиров атомных подводных лодок по выходу в атаку. И в редкие свободные минуты на собственной кухне решает учебно-боевые ребусы по определению элементов движения вражеских целей в условиях сложной гидрологии Баренцева моря.
Между прочим, тот компьютер стоит две командирские зарплаты. Жена не возражает против таких бесполезных для дома трат?
Косолапову, сидящему за домашним столом в шезлонге, почти в точности похожем на его командирское кресло на центральном посту "Гепарда", это смешно слышать:
- Десять тысяч рублей нам на еду хватает. Новую шубу мы в будущем году покупать не собираемся, правда, Светочка?
Жена, обнимающая его сзади за плечи, согласно кивает - куда ей деваться? А капитан 1 ранга продолжает:
- Выходит, остальное потратим на корабль. Я где-то читал про одного командира корабля еще царского флота. Тот борта своего миноносца покрасил за собственный счет. Что, деньги были лишние? Нет, просто борта оказались некрашеными. А это позор.
Кстати, про жену Дмитрия Дмитриевича. В материале "Романс для "Гепарда", опубликованном в нынешнем феврале, я написал про холостяцкое запустение командирской квартиры. И валом пошли Косолапову письма от читательниц со всей России. А одно - даже из Душанбе. Адрес на всех был с точки зрения полевой почты возмутительный: "Северный флот, Гаджиево, атомная подлодка "Гепард", Д.Косолапову". И ничего, дошли.
Увы, красавицы... Теперь в той квартире уют и порядок. Его навела молодая супруга Дмитрия Дмитриевича, которую тот привез из Северодвинска. Мало того. В комнате тихо посапывает их дочь Екатерина Дмитриевна, которой в Новый год исполнится 35 дней от роду. Но не грустите, девушки, - на "Гепарде" еще трое холостяков: капитан-лейтенанты Игорь Новиков, Александр Уренков и старший лейтенант Павел Кулешов. Отличные ребята. На "Гепарде" других просто нет.
А одно письмо на крейсер пришло вообще удивительное - из Новочеркасска, от членов военно-патриотического клуба "Дельфиненок" при СПТУ N 52. Ребята написали, что прочли в "Труде" про "Гепард" и решили, если экипаж согласен, свой клуб назвать так же. И готовить себя в подводники Северного флота. Пригласили в гости капитана 1 ранга Косолапова и его заместителя. Дмитрий Дмитриевич был занят, но не откликнуться не мог. В Новочеркасск уехали его заместитель капитан 2 ранга Зуев и ... капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Но Дмитрий Николаевич - отец нынешнего командира "Гепарда". Тоже бывший командир, правда, дизельной подлодки. За плечами ветерана 26 океанских "автономок" и в общей сложности 13,5 года под водой. Скажите, мог у такого отца вырасти другой сын?
Вернулась делегация в Гаджиево с казачьим орденом "За веру, Дон и Отечество", которым войсковой атаман наградил экипаж "Гепарда". А еще - с шашкой для командира подводного крейсера Косолапова. Теперь на весенние каникулы моряки ждут визита юных гостей с Дона.
Что пожелать "гепардовцам" в новом году? Командиру - шашку без нужды из ножен не вынимать, без чести не вкладывать. А всему экипажу - только учебных атак и чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий. С праздником, друзья!
Дорогие друзья!
Сквозь бури и ураганы уходящего года мы прошли вместе и свои задачи выполнили. Экипаж гвардейской атомной подводной лодки "Гепардъ" полюбил газету "Труд" и ждет ее так, как в дальних походах ждут вестей с берега. Спасибо за совместное плавание и с Новым годом! Поменьше вам житейских штормов в 2003-м.
Командир гвардейской крейсерской атомной подводной лодки "Гепардъ".
Гвардии капитан 1 ранга
Д. Косолапов.