- Слушай, зам, - по-свойски обращаюсь к сидящему рядом в машине заместителю командира "Гепарда" капитану 2 ранга Дмитрию Зуеву. - Не получится так, что приедем, а экипаж в связи с непогодой с лодки не отпустят?
- Да нет, - смеется Дима. - Сегодня в гарнизоне объявлен сигнал всего лишь "Ветер-3", поэтому на крейсере только усиленная вахта. Вот пару дней назад тут ураган действительно все рвал и метал. Объявили "Ветер-1", сутки все по отсекам сидели в готовности дать ход, если швартовы не выдержат. Потом, кстати, с кабины крана, что стоит на плавпричале, поднятых со дна и расплющенных ветром и волнами морских звезд соскребали. Вот в прошлый Новый год действительно не повезло. Когда в Москве куранты били полночь, мы тоже в полном составе сидели на "Гепарде" по "Ветру-1". Не до шампанского было. А утром, когда дали отбой, командир объявил по трансляции корабельное время 23 часа 55 минут предыдущих суток. Тогда и отпраздновали.
Да уж, не сомневаюсь, командир "Гепарда" гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов - он все может, не только пускать время вспять. В предыдущий приезд в Гаджиево я прямо спросил начальника штаба эскадры подводных лодок контр-адмирала Владимира Королева: почему именно этого ершистого, ради дела не признающего, кажется, никаких компромиссов офицера назначили командовать новейшей лодкой соединения? Ведь он, ни перед одним начальником не робеющий, в 28 лет стал самым молодым на флотилии старпомом атомного крейсера. А потом оказался самым старым старпомом - целых девять лет командование сомневалось, можно ли доверить Косолапову крейсерский мостик.
Адмирал Королев ответил мне по-военному прямо - потому что достраивать "Гепард" в Северодвинске из-за перебоев с финансированием было очень трудно. Многое из тыловиков и представителей промышленности приходилось выгрызать прямо-таки зубами. В столь нечеловеческих условиях другой мог бы и не достроить атомоход. Или принять его с такими недоделками, что "Гепард" для собственного экипажа стал бы опаснее, чем для врага.
Потом, уже в Гаджиево, сам Косолапов рассказал, как его назначали командиром подлодки. Их дивизией тогда командовал адмирал тоже нрава весьма крутого, которого офицеры за глаза называли коротко, но емко - Бизон. Когда два характера - словно два кремня, часто искры летят. Однажды доведенный косолаповской независимостью до белого каления Бизон придвинул тому чистый лист бумаги и пророкотал: пиши рапорт на увольнение в запас по собственному желанию. Дмитрий Дмитриевич спорить не стал. Взял ручку и написал: "Докладываю, что меня давно пора назначить командиром атомной подводной лодки".
- Ну, Косолапов... - только и выдохнул побагровевший от неожиданности Бизон. А через несколько дней собственноручно написал представление к назначению строптивца командиром корабля своей дивизии.
Точку зрения командира "Гепарда" на службу знают на крейсере все: "Родина доверила мне атомное ружье, и оно должно уметь стрелять независимо от того, платят нам жалованье или нет, есть у нас топливо или нет, ходим мы в море или нет". В море они ходят пока действительно не так часто, как хотелось бы. Но весь экипаж в минувшем году прошел трехмесячное обучение в учебном центре под Санкт-Петербургом. И теперь даже матросы-"гепардовцы", которых, случается, прикомандировывают на другие подлодки, направляющиеся в полигон, способны научить обращению с оружием и техникой иных тамошних офицеров и мичманов.
Сам Косолапов недостаток собственной морской командирской практики решил так. Купил портативный компьютер, поставил на него программу из учебного центра, специально созданную для тренировок командиров атомных подводных лодок по выходу в атаку. И в редкие свободные минуты на собственной кухне решает учебно-боевые ребусы по определению элементов движения вражеских целей в условиях сложной гидрологии Баренцева моря.
Между прочим, тот компьютер стоит две командирские зарплаты. Жена не возражает против таких бесполезных для дома трат?
Косолапову, сидящему за домашним столом в шезлонге, почти в точности похожем на его командирское кресло на центральном посту "Гепарда", это смешно слышать:
- Десять тысяч рублей нам на еду хватает. Новую шубу мы в будущем году покупать не собираемся, правда, Светочка?
Жена, обнимающая его сзади за плечи, согласно кивает - куда ей деваться? А капитан 1 ранга продолжает:
- Выходит, остальное потратим на корабль. Я где-то читал про одного командира корабля еще царского флота. Тот борта своего миноносца покрасил за собственный счет. Что, деньги были лишние? Нет, просто борта оказались некрашеными. А это позор.
Кстати, про жену Дмитрия Дмитриевича. В материале "Романс для "Гепарда", опубликованном в нынешнем феврале, я написал про холостяцкое запустение командирской квартиры. И валом пошли Косолапову письма от читательниц со всей России. А одно - даже из Душанбе. Адрес на всех был с точки зрения полевой почты возмутительный: "Северный флот, Гаджиево, атомная подлодка "Гепард", Д.Косолапову". И ничего, дошли.
Увы, красавицы... Теперь в той квартире уют и порядок. Его навела молодая супруга Дмитрия Дмитриевича, которую тот привез из Северодвинска. Мало того. В комнате тихо посапывает их дочь Екатерина Дмитриевна, которой в Новый год исполнится 35 дней от роду. Но не грустите, девушки, - на "Гепарде" еще трое холостяков: капитан-лейтенанты Игорь Новиков, Александр Уренков и старший лейтенант Павел Кулешов. Отличные ребята. На "Гепарде" других просто нет.
А одно письмо на крейсер пришло вообще удивительное - из Новочеркасска, от членов военно-патриотического клуба "Дельфиненок" при СПТУ N 52. Ребята написали, что прочли в "Труде" про "Гепард" и решили, если экипаж согласен, свой клуб назвать так же. И готовить себя в подводники Северного флота. Пригласили в гости капитана 1 ранга Косолапова и его заместителя. Дмитрий Дмитриевич был занят, но не откликнуться не мог. В Новочеркасск уехали его заместитель капитан 2 ранга Зуев и ... капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Но Дмитрий Николаевич - отец нынешнего командира "Гепарда". Тоже бывший командир, правда, дизельной подлодки. За плечами ветерана 26 океанских "автономок" и в общей сложности 13,5 года под водой. Скажите, мог у такого отца вырасти другой сын?
Вернулась делегация в Гаджиево с казачьим орденом "За веру, Дон и Отечество", которым войсковой атаман наградил экипаж "Гепарда". А еще - с шашкой для командира подводного крейсера Косолапова. Теперь на весенние каникулы моряки ждут визита юных гостей с Дона.
Что пожелать "гепардовцам" в новом году? Командиру - шашку без нужды из ножен не вынимать, без чести не вкладывать. А всему экипажу - только учебных атак и чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий. С праздником, друзья!
Дорогие друзья!
Сквозь бури и ураганы уходящего года мы прошли вместе и свои задачи выполнили. Экипаж гвардейской атомной подводной лодки "Гепардъ" полюбил газету "Труд" и ждет ее так, как в дальних походах ждут вестей с берега. Спасибо за совместное плавание и с Новым годом! Поменьше вам житейских штормов в 2003-м.
Командир гвардейской крейсерской атомной подводной лодки "Гепардъ".
Гвардии капитан 1 ранга
Д. Косолапов.