Почему государство (мы с вами!) вынуждены оплачивать провальную деятельность одного из институтов развития?
В понедельник, 22 ноября, ценные бумаги акционерного общества «Роснано» на Мосбирже подешевели на 3-23% в зависимости от выпуска. Это произошло после того, как в пятницу, 19 ноября, к концу рабочего дня без объяснения причин Мосбиржа приостановила торговлю бумагами «Роснано» на сумму 71 млрд рублей. Позже появилось объяснение: по предписанию Банка России. Рынок почувствовал неладное. Тем более что 1 декабря «Роснано» должно выплатить держателям бумаг АО немаленькую сумму — 4,9 млрд рублей.
Между тем компания выпустила странное заявление насчет того, что проведена встреча с кредиторами и крупными держателями облигаций. Некоторые из них тут же заявили, что на встречу их не приглашали. В воздухе запахло большим враньем и банальным дефолтом российского «института развития».
Гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин так прокомментировал ситуацию: «Мне совершенно удивительно, почему не было найдено решение, которое позволило бы инвесторам продолжить верить в российские государственные компании. Многие банки, фонды, в том числе негосударственные и пенсионные, инвестировали в эти бумаги, поскольку они считали, что это надежное вложение, рассчитывали на государственные гарантии».
«Фактически «Роснано» банкрот, — полагает политтехнолог Марат Баширов, — и покрыть ее долги может только государство за счет наших с вами налогов».
Впрочем, все это давно не было секретом для любого непредвзятого наблюдателя и уж тем более для единственного акционера — государства. В отчетности за первое полугодие 2021 года АО «Роснано» указывало, что «в обозримом будущем обязательства, включая затраты на их обслуживание, могут не быть обеспечены активами группы в достаточной степени». Переводим на русский: «Денег нет и не предвидится». В конце прошлого года, когда в «Роснано» произошла смена руководства и Анатолий Чубайс ушел с поста, АО сообщило о 52,9 млрд рублей чистого убытка...
Оставим пока за скобками реноме бывшего руководителя АО, нынешнего представителя президента России по климату, давно научившегося вовремя сигать с тонущего корабля. А вот нынешнему правительству придется с этим крушением разбираться. И оно вынуждено будет оплатить долги, прикрыв неэффективную работу «Роснано», поскольку последствия дефолта могут быть катастрофическими. Мало того что дефолт подорвал бы веру в ценные бумаги, гарантированные государством, он еще показал всю суть российской инновационной политики. К тому же пришлось бы спасать банки, страховые конторы, вложившиеся в «перспективы российской наноиндустрии», о которой было столько шума. Только один Сов-комбанк выдал «Роснано» кредитов на 38 млрд, столько же АО задолжало другим банкам. Даже Пенсионный фонд России имеет ценные бумаги «Роснано».
Общий объем денежных обязательств АО «Роснано», в создание которого государство изначально вложило своих 130 млрд рублей, ныне составляет 148 млрд. Как следует из заявления компании, она не в состоянии обслуживать собственные ценные бумаги и кредиты. Нет денег. Из этих средств 108 млрд рублей обеспечены государственными гарантиями — то есть платить будет бюджет.
Но как все это увязать со знаменитым спичем главы «Роснано» на новогоднем корпоративе, видео которого стало потрясением для страны, впавшей в очередной кризис после обесценения рубля. Напомним его. «С чем мы встречаем следующий, 2016 год? Первое, о чем я хотел сказать, у нас очень много денег, их просто совсем много. Совет директоров утвердил нам возможность из полученной нами сверх плана премии по итогам 2015 года направить ее значительную часть на выплату премии из-за экономии фонда заработной платы, а значит, у нас есть вторая премия помимо первой».
Кстати, тогда депутаты Госдумы Сергей Обухов и Валерий Рашкин (которого сейчас судят за то, что он нанес ущерб государству в размере 80 тысяч рублей) обратились к премьеру Медведеву с просьбой принять меры в связи с необоснованными премиями сотрудникам «Роснано». «Корпорация демонстрирует вопиющую неэффективность. В 2014-м чистый убыток корпорации составил 14,57 млрд при выручке в 6,3 млрд. При этом ту самую знаменитую «нанотехнологичную» лампочку днем с огнем в продаже не сыскать, в отличие от китайских аналогов, про планшеты для школьников, литиево-ионные батареи и многие иные разработки «Роснано» можно даже не вспоминать», — писали тогда депутаты.
В 2017-м Центробанк обращал внимание на «негативные тенденции в деятельности АО «Роснано», существенное снижение величины чистых активов, а также существенную долговую нагрузку». Еще раньше Счетная палата неоднократно указывала на неэффективность компании, убыточность, отсутствие результатов по конкретным проектам. А Васька слушал да ел, причем с возрастающим аппетитом. Компания продолжала размещать средства на депозитах в банках вместо инвестиций в новые технологии, выплачивать ни за что крупные вознаграждения своим топ-менеджерам.
В 2017 году при попытке отправиться за рубеж был арестован управляющий директор по инвестиционной деятельности «Роснано» Андрей Горьков. По версии следствия, Горьков размещал деньги компании в КБ «Смоленский банк». «В связи с отзывом лицензии у банка АО «Роснано» лишилось более 738 млн рублей. Непосредственно накануне отзыва лицензии из банка были выведены активы в пользу родного брата Горькова в виде объектов недвижимости общей стоимостью 400 млн руб-лей», — сообщили тогда в пресс-службе СКР. Горьков просидел в «Матросской Тишине» год и уже собирался выходить на свободу, когда ему предъявили новое обвинение. Но мощная невидимая рука сняла с него все обвинения, Горьков был освобожден.
Примерно то же самое случилось, когда фигурантами уголовных дел стали заместители председателя правления «Роснано» Юрий Удальцов и Андрей Малышев, а также член правления Яков Уринсон, бывший финансовый директор «Роснано» Святослав Понуров и экс-глава госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед. Короче, от АО все время веяло «душком в особо крупных размерах», но в самых высоких кабинетах это никого не напрягало. Интересно, почему?
А в результате такая вольготная жизнь и рисковое обращение с государственными средствами не дали никаких существенных результатов для страны. Что касается нанодостижений, то они более чем скромные. В 2016 году тогдашний хозяин «Роснано» бодро докладывал президенту России об успехах, например, позитронно-эмиссионной томографии, которая сейчас бы очень помогла в борьбе с пандемией и онкозаболеваниями. Но где она? Были и другие громогласные «успехи»: легендарный планшет для всех российских школьников, «Лиотех», Nitol, Plastic Logic 100, «Солнечный ветер». На словах все было грандиозно, но реально ничего прорывного не создано, даже лампочки мы по-прежнему предпочитаем китайские.
В соцсетях желчь комментариев направлена прежде всего против Анатолия Чубайса, который руководил компанией 12 лет. «Эффективность истинно государственного мужа, за спиной которого теперь три великих «прорыва»: приватизация, РАО «ЕЭС России» и «Роснано»... с огромными долгами и угрозой дефолта». «Расплачиваться за все это будет, надо полагать, бюджет, в котором на индексацию для работающих пенсионеров и советских вкладов, обнуленных при том же Чубайсе, денег нет». Пишут и о том, что корпорация «Роснано» очень похожа на банальную пирамиду, которая, пуская пыль в глаза, влезает в новые долги, чтобы погасить старые. Сравнивают «Роснано» с трубой, в которую вылетают бюджетные средства.
Некоторые критики пошли дальше. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в эфире радиостанции «Говорит Москва» призвал расследовать «преступную приватизацию», которой руководил Чубайс. По его мнению, это преступление, и виновный должен понести наказание. А нынешний момент Зюганов прокомментировал так: «Что касается нанотехнологий: Скажите, что нового дал Чубайс за эти годы? Установил сумасшедшие оклады своим служащим, заказывал машины по баснословной цене. У вас в кармане, я думаю, не российский телефон, а американский шпион. Назовите мне хоть одно новейшее изделие! По нему скучает тюрьма. Вот, на мой взгляд, главный вывод».
А что же сам бывший бессменный глава «Роснано», оставивший компанию в конце 2020 года в плачевном состоянии и получивший пост в Кремле? Он ситуацию не комментирует, хранит гордое молчание. В конце 2015 года, помнится, Чубайс пообещал, что заводы, построенные корпорацией «Роснано», в 2017-2019 годах окупят те 300 млрд рублей, которые государство в них вложило. Может, хотя бы по поводу этих денег и обещаний глава государства или премьер-министр обмолвятся? Но в Кремле устранились от комментариев, заявив, что все вопросы по «Роснано» следует обращать в правительство.
P.S. Во вторник Минфин наконец отреагировал на скандальную ситуацию: «На текущий момент правительством РФ прорабатываются механизмы повышения эффективности деятельности АО «Роснано», в том числе по выходу общества из исторического проектного портфеля». Все хорошо, прекрасная маркиза, пожар идет по плану. Удивительно, но факт: провальная работа Анатолия Чубайса в который раз не находит должной оценки властей, он, как и прежде, в обойме. А значит, Россия еще испытает на себе плоды его деятельности.