Традиционный обзор книжного рынка от «Труда»
Нынешняя подборка событийная. «Никакое искусство не властно над людьми так, как зодчество», — утверждает автор монографии, только что получившей премию «Просветитель». А многостраничный памфлет на великого русского писателя публикаторы нарекли интеллектуальной бомбой. На самом деле бомбой были тексты классика, взорвавшие сознание.
Разглядывание храмов, дворцов и даже избушек похоже на дегустацию вина. Хлебать глотками негоже, надо вкушать, распознавая едва уловимые оттенки. Тогда ощутишь «тело напитка, звонкость гранитной брусчатки и гладь полированного мрамора». Именно такому смакованию деталей автор учит тех, кто не слишком знаком с языком зодчества. Анализируя виды японских пагод и буддийских монастырей, он обращает внимание на материализацию восточной мудрости. Напоминает, что наши монастырские зодчие опирались на идею русской Палестины, где путник мог вдохнуть дух небесного Иерусалима. А поскольку путь из России на небеса был короче, чем на Святую землю, «здесь не часто задумывались об отличиях Града земного от Града небесного». Игра горизонталей в восточной архитектуре возникла потому, что там, где мало дождей и не бывает снега, крыши плоские... Ироничный тон, пронизывающий книгу, не мешает воспринимать все эти большие и маленькие открытия всерьез. К тому же тут присутствует и список лучших книг о «восхитительном и полном наслаждений мире искусства архитектуры».
Итак, 700-страничное повествование психолога, историка, экс-математика, а ныне богослова посвящено конфликту между великим писателем и РПЦ, тлеющему с 1901 года, когда Льва Николаевича отлучили от церкви. Прослеживая на фоне нарастающего в мире антиклерикализма духовную эволюцию Толстого, автор спрашивает, может ли РПЦ его простить. Ответ категоричен: «Нет!» Мол, и сам писатель не принял бы этого жеста милосердия, и наказание то сроку давности не подлежит, ибо «критика Л. Толстым Церкви вполне в тренде современной эпохи». Автор утверждает: «Не читая самого Толстого, мир становится все более толстовским». И доходит в своих рассуждениях до того, что причисляет к наследникам Толстого участниц скандальной акции в храме Христа Спасителя и тех, кто рисует граффити на стенах монастырей... Автор, слишком пристрастный даже для представителя церкви, назвал свою книгу «теологическим детективом». Но от этого убедительнее она не стала.
Говорят, каждый человек способен написать хотя бы одну захватывающую книгу. Для этого достаточно рассказать без утайки о себе самом. Мысль спорная: в конце концов, судьбы миллионов людей сверстаны будто по одним лекалам, и выделить там нечто новое, яркое и поучительное — задача не из простых даже для мастера слова. Пол Каланити — автор одной-единственной книги, но она-то точно не оставит равнодушными никого из тех, кто решится вникнуть в это повествование. Талантливый врач-нейрохирург, без пяти минут профессор, получил признание коллег, его приглашают на прекрасную работу. Дома молодая и любящая жена, ему 36, жизнь расстилает перед ним красную дорожку. И тут та самая смерть, с которой он столько раз сталкивался и справлялся в операционной, спасая других людей, постучалась к нему самому. Диагноз — рак легких, четвертая стадия — вмиг перечеркнул все планы. Сам врач, Пол Каланити лучше других понимает, что ждет больного с таким диагнозом. Времени отпущено так мало, а успеть надо так много... И он успел. Застал рождение дочки. Стал профессором нейрохирургии. А еще написал про все это книгу. Единственную, зато какую!