СДАЧИ НЕ ЖДИТЕ

Операторы торговых автоматов страдают от сокращения числа сотрудников в офисах компаний, ведь их зарплата напрямую зависит от выручки, которую приносят кофейные и снэковые машины, стоящие во многих организациях. "Труд" выяснил, как человек, обслуживающий автоматы с кофе и едой, может в условиях кризиса заработать что-то сверх зарплаты.

Операторы торговых автоматов - это люди, которые наполняют их привычным содержимым: кофе, сникерсами, чипсами и круассанами. Оператор напрямую заинтересован в том, чтобы в банке или в издательском доме, где стоит автомат, было как можно больше любителей выпить кофе с булочкой - ведь с выручки от обслуживаемого аппарата он получает как минимум полтора процента к окладу. В последнее время операторы чувствуют, как фирмы-клиенты стараются оптимизировать свои расходы либо с помощью сокращения числа сотрудников, либо путем отказа от услуг вендинговых компаний, устанавливающих такие автоматы в офисах.
Наталья Жеребцова, Pushcafe:
- Фирмы и организации, до недавнего времени оплачивавшие весь товар, который выдавал автомат сотрудникам, сейчас сокращают свои расходы. Мы либо забираем оттуда автоматы, либо переводим их в режим работы за наличные. Но люди, которые раньше пили кофе бесплатно, за счет своей фирмы, тратят собственные деньги с неохотой.
Их можно понять - трудно привыкнуть платить за то, что еще вчера им ничего не стоило. Соответственно, оператор с автомата, который стал приносить вдвое меньше прибыли, и получит вдвое меньше.
Операторы Pushcafe говорят, что самые большие потери они несут из-за приемщиков металла. У тех стало меньше клиентов, что напрямую отразилось на выручках с автоматов, стоящих у них. А вот на автомойки операторы Pushcafe пока не жалуются: у мойщиков сейчас сезон в разгаре, клиентов много, кофе выпивается, круассаны съедаются, процент идет.
ВОЗЬМИ С СОБОЙ ГАЗЕТУ
Так чем же все-таки приходится ежедневно заниматься операторам по обслуживанию торговых автоматов, чтобы получать свои полтора процента от выручки?
Рабочий день оператора начинается рано утром на складе фирмы, в которой он работает. Туда он приезжает уже с заранее сформированным маршрутом - списком тех мест, которые обязан объехать за день, и с выписанной товарной накладной, по которой получает необходимый товар для заполнения торговых автоматов. После этого он садится в машину и начинает объезд офисов по маршруту. По словам Сергея Фиофилова, директора вендинговой компании "Валео", если у оператора нет своей машины, фирма предоставляет ему автотранспорт, если же оператор ездит на собственном автомобиле, ему компенсируются затраты на ГСМ. Случаев, когда операторов заставляли платить за бензин, как это уже делается у многих других "продажников", "Труду" пока обнаружить не удалось.
Андрей Сухоруков, директор фирмы "Бариста":
- В нашей фирме между операторами четко распределены аппараты: один человек обслуживает все снэковые аппараты, еще трое - кофейные. За рабочую неделю один оператор обслуживает двадцать автоматов, а делает до сорока выездов. Каждую точку он посещает как минимум два раза в неделю, а некоторые и каждые два дня. Лично я каждые две недели объезжаю все торговые точки и смотрю, в каком состоянии находятся аппараты, вычищено ли ведро для отходов в кофейном аппарате, протерто ли стекло в снековом аппарате.
Операторы по обслуживанию торговых автоматов могут ездить по маршруту в одиночестве или же в паре: либо с техником, либо с работником отдела контроля.
В "Валео" операторы ездят по городу обязательно в компании контролера. Контролер - это непосредственный начальник оператора: он смотрит, как оператор заполняет аппарат, весь ли товар, которым он наполнил автомат, был записан в акты засыпки товара. Оператора, чтобы он избежал соблазна купить по оптовой цене упаковку воды, подложить ее в автомат и потом заработать на ней самому, контролирует сначала человек, а потом еще и компьютер - все автоматы имеют двойную память и, если вдруг обнаружится несоответствие количества проданного товара количеству загруженного в автомат, оператора накажут.
Впрочем, недобросовест-ный оператор всегда найдет способ украсть. Самый простой и эффективный - плотно забить газетой трубу, которая выдает сдачу мелочью. Человек засовывает в автомат сот-ню, покупает кофе, а мелочь не падает, хотя автомат показывает, что сдачу выдал. Так они могут заработать до 2000 рублей в день.
ТУДА-СЮДА-ОБРАТНО
Усилия, которые приходится затрачивать на кофейные и снэковые автоматы, разные. Оператор кофейных аппаратов успевает обслужить до десяти штук за день, ведь на подготовку их к работе уходит всего около сорока минут. Оператор, выходя из машины, берет с собой воду для кофе и необходимую посуду, потом он совершает еще один рейс до машины за кофе, шоколадом и сдачей - и обратно в офис. Со снэковыми автоматами процесс засыпки усложняется, потому что они имеют больше позиций. И оператор совершает уже не один рейс туда и обратно, а три-четыре. Снэковых автоматов оператор может обслужить максимум восемь, обычно же пять - на каждый из них уходит как минимум час.
Наталья Жеребцова:
- У нас, например, стоит пять снэковых автоматов только в РИА "Новости". Их обслуживает один человек. На заполнение у оператора уходит не менее пяти часов - большая половина рабочего дня. Оператор не просто доставляет необходимые товары, он каждый день заново наполняет их. Работники РИА "Новости" опустошают аппараты за день, поэтому и наши работники ездят туда ежедневно.
Помимо товара операторам приходится таскать на себе металлические деньги на сдачу. Операторы привозят с собой мешочки с пятаками, двушками и рублями, которые загружают в тубы для сдачи. А всю мелочь, которую набросали в автомат потребители, увозят в бухгалтерию, где ее подсчитывают и раскладывают по мешочкам на следующий маршрут. Лишь наиболее продвинутые, например операторы "Валео", перезагружают монеты из монетоприемника в тубы для сдачи, что, согласитесь, логично.
В идеале оператор должен работать пять дней в неделю, предполагается, что все точки, указанные в маршрутном листе, он успеет объехать. В реальности же операторы могут работать и в выходные. И причины этому понятны любому москвичу - пробки в городе и отсутствие мест для парковки. Это и выбивает операторов из рабочего графика. И операторы либо работают допоздна, чтобы не выбиваться из графика, либо все-таки работают в выходные, чтобы заработать свои кровные.
ЗАРПЛАТЫ
15 000 рублей
твердый оклад московского оператора
50 000 рублей
месячный заработок московского оператора
ФАКТЫ
l "Жрунчики" - так называют вендинговые операторы тех людей, к которым приходится ездить чаще всего. Они утверждают, что самые большие "жрунчики" - журналисты и компьютерщики.
l Наименее бережно относятся к торговым автоматам, по словам операторов, представители рабочих специальностей. Чаще всего вскрывают и грабят автоматы в автомастерских. Пинать их ногами любят сотрудники милиции. В одной из вендинговых фирм нам рассказали, что у них один раз "положили" автомат в посольстве.
l 160 пятачков загружают в один автомат на сдачу. Операторы носят их на себе. 160 пятачков весят 960 граммов. Для того чтобы заправить 10 автоматов, оператору нужно прихватить с собой примерно 10 килограммов металлических денег.