Заметим: в совет не вошел ни один из "силовиков", зато в полном составе рекрутирована высшая законодательная и судебная власть. Согласно президентскому указу здесь не будут рассматриваться "отдельные случаи", пусть и очень впечатляющие. Задача иная: ежегодно заслушивать доклад Генерального прокурора о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией, а потом так организовывать законодательный процесс и правоприменительную практику, чтобы у коррупционеров не оставалось лазеек, через которые они могли бы безнаказанно выскользнуть.
Президентским указом определены два рабочих органа нового совета: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С первой все более или менее ясно: фактически это "аппарат" самого совета, который будет анализировать ситуацию в стране, готовить предложения по изменениям в законодательство, совершенствованию экономических и организационных механизмов функционирования власти - федеральной, региональной и местной и т.д. Однако аппарату обещаны немалые права: запрашивать и получать любые документы и информацию не только от органов власти всех уровней, но и "от организаций", приглашать на свои заседания (видимо, для заслушивания) не только должностных лиц всех уровней власти, но и "представителей организаций". Здесь напрашивается необходимость расшифровки: распространяется ли эта формулировка на частные компании, политические партии, общественные организации?
В положении о Комиссии по разрешению конфликта интересов сказано несколько туманно: она должна содействовать урегулированию ситуаций, когда личная заинтересованность госслужащих может повлиять на объективное исполнение ими своих обязанностей. Понятно, что комиссия станет заниматься "конфликтом интересов" только на уровне высокопоставленных госчиновников - фактически это орган своеобразного "контроля за чистотой рядов" тех, по ком судят зачастую о власти вообще. Его создание само по себе выражает степень тревоги о коррумпированности государственного аппарата. В положении "на всякий случай" сказано: "При возможном возникновении конфликта интересов у членов Комиссии по разрешению конфликта интересов в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом" (и не принимать участия в данном рассмотрении).
Более понятной станет перспектива, когда последуют первые назначения в обе комиссии и - в особенности - ее практические шаги. Здесь "человеческий фактор" будет важен как никогда: слишком велико зло коррупции, хотя можно, наверное, понять и опасения тех, кому видится тут возможность появления некой "чрезвычайки"... Развеять такого рода опасения призван открытый характер всей этой работы.