Мстерская лаковая миниатюра начиналась с ремесла богомазов. Как и палехская. Но специалисты сразу отличат работы двух школ. У мстерских художников краски более яркие, фон голубой, бирюзовый, лазоревый, кони тоже бирюзовые, зеленые или розовые. Мстеру, как и Палех, давно называют "селом-академией".
Как сегодня живется людям в поселке, где лаковая миниатюра - не только высокое искусство, но и кусок хлеба, способ существования многих семей? Все, кому я задавал этот вопрос, отвечали одинаково: "Хуже, чем раньше". "Раньше" - это когда в поселке работало с десяток разных предприятий, и все, кто не одарен талантом художника-миниатюриста, находили там свое место. Теперь предприятия либо простаивают, либо действуют вполсилы. На строчевышивальной фабрике, изделия которой когда-то расходились по всему миру, от тысячного коллектива осталось меньше 300. Закрылось знаменитое производство художественной чеканки по металлу...
Оставшись без средств к существованию, многие кинулись осваивать искусство лаковой миниатюры - единственное, что, казалось бы, беспроигрышно давало доход. Шкатулки местных мастеров всегда шли "на ура" не только во Владимире или Суздале, куда съезжаются туристы, но отправлялись в Москву, Ленинград, даже за рубеж. Но то были действительно произведения искусства, выполненные штучно настоящими мастерами. Теперь же производство шкатулок, брошей, разрисованных яиц поставлено на поток. Что ни дом - то собственная артель. Отцы, матери, старики, дети - все заняты одним. Однако нынешний бизнес шкатулками никого не сделал богатым. Удивляться не приходится: знатоки быстро распознали ширпотребовские изделия. Если и берут, то за бросовую цену. Мстерцам, чтобы прокормиться, надо продать уже не одно-два изделия - десяток, а то и больше. Тут уж не до высокого мастерства.
- Заполонившие рынок низкопробные изделия подрывают авторитет истинных мстерских мастеров. В погоне за быстрым рублем художники зачастую пренебрегают элементарными требованиями, их произведения не обсуждаются на художественном совете, значит, не совершенствуется мастерство, - говорит главный художник Центра традиционной мстерской миниатюры Михаил Струнин.
Но в поселке нет иного способа заработать. Чтобы решить эту проблему, считает глава поселковой администрации Михаил Репин, надо возрождать другие народные промыслы, утерянные в последние годы. Ведь те же местные вышивальщицы, резчики по дереву или мастера художественной чеканки по металлу по-прежнему могут удивлять мир. Но для этого им нужно создать элементарные условия на производстве, найти покупателей...
Сегодня в Мстере вновь начали писать иконы. Поможет ли это возрождению села-академии?