СПЕШИ МЕДЛЕННО
Вопрос, который надоел всем: если вас "обидел" водитель промчавшегося мимо автомобиля, например, заляпал грязью или, как случилось с моим приятелем, поранил, что делать? Вопрос адресую не только пешеходам, но и тем, кто сидит за рулем.
Для пешеходов выход очень простой. Если вы пострадали оттого, что вас окатил грязной жижей проезжающий лихач, то надо запомнить номер автомобиля и срочно позвонить в ГИБДД. Там, уверяю вас, разберутся. Если у вас найдется пара свидетелей, и вы напишете заявление, то, будьте уверены, что водителя найдут, и он заплатит за испорченный плащ или за лечение расшибленного лба. Должен заметить, что российские пешеходы практически не пользуются этим своим законным правом. Ну не привыкли мы жаловаться. Между тем, скажу по секрету, гибэдэдэшникам такими делами заниматься легче, чем, например, ловить угонщика. По нашим законам за это вас не лишат прав на управление автомобилем. Хотя во многих странах за невежливое, скажем, отношение к пешеходам, наказывают на полную катушку вплоть до лишения водительского удостоверения.
ЗАБУДЬ ПРО ТОРМОЗА
В зимнее время в три раза увеличивается число аварий и наездов, говоря языком инспекторов, на пешеходов. И многие автолюбители даже не подозревают, почему это все происходит.
Заметил: основная доля аварий, в том числе и со смертельным исходом, происходит как раз в первые недели снегопада и мороза. Честное слово, кажется, что российские водители не знают, что у нас в России иногда случается зима. Чтобы перевести себя на зимнее вождение, надо забыть, что у вашей машины есть тормоза!
Понимаю, что многих водителей такая "постановка вопроса" шокирует. Но это именно так! И вот в чем тут дело. Практически у всех отечественных автомобилей нет так называемой системы блокировки колес - АБС.
Объясню популярно. При выключенной передаче у иномарок при резком торможении колеса не замирают неподвижно, а начинают вращаться медленнее, то есть не скользят по ледяному насту, а цепляются за него. В результате этого машина не идет юзом, а продолжает движение по прямой, и при этом замедляет ход. Поэтому всем водителям наших машин стоит потренироваться заранее тормозить не педалью тормоза, а двигателем.
Как это сделать? Очень просто. Если вы подъезжаете к перекрестку на четвертой передаче, то примерно за сто метров переключитесь на третью, а прямо перед остановкой - на вторую. Попробуйте это сделать без нажатия на педаль тормоза и поймете, что мотор - это "главный тормоз в автомобиле". Спросите у профессионалов, и они вам скажут: если водитель умеет ездить и не тормозить педалью, то это - ас.
В то же время надо забыть еще одну привычку, оставшуюся от лета: нажимать на педаль сцепления во время торможения. То есть касаться педали тормоза, если это необходимо, если вы не успели остановить автомобиль двигателем, как описано выше. Тормозить на скользкой дороге нужно только при включенной передаче. Эффект получается двойной: работают и тормоза, и двигатель. У иномарок, если следовать этому правилу, сразу срабатывает аж три фактора: ход машины замедляет двигатель, тормоза и плюс АБС.
Сразу вопрос: а можно ли ездить с ветерком, ну на приличной скорости по скользкой дороге? Нужно! Но соблюдая некоторые правила предосторожности. Дело в том, что лед - это не такая уж коварная штука, если вы знаете его "характер". И опять пример. Перед вами сплошной лед, а впереди - "хвост" машин перед перекрестком. Скорость - 80. Включена четвертая. Что делать? Переключаетесь на третью, потом на вторую и только тогда, не нажимая педали сцепления, плавно нажимаете тормоз.
НА СЛЕСАРЯ НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ
Тут я хочу предоставить слово мастеру - одному из лучших слесарей Москвы Андрею Белкину. Пусть он расскажет, с чем имеет дело сейчас, когда улицы стали белыми от снега.
- Я вижу изуродованные автомобили каждый день. Причина - самонадеянность автолюбителей. Говорю это как специалист. Вот этот водитель со стажем прибыл в мастерскую с помятым боком и вихляющим колесом. Матерится: проклятый гололед! И тормозил на включенной передаче, и скорость была невелика, а машину занесло на бордюр и стукнуло о фонарный столб.
- Мы посмотрели: углы установки колес - ни к черту. Пожалел гражданин денег и времени на то, чтобы вовремя сделать сход-развал. И до морозов у него машину тянуло немного вправо, а на скользкой дороге дефект дал себя знать по "двойному тарифу". Вот и бросило автомобиль на столб. Даже маленькая неточность углов установки колес увеличивает в несколько раз вероятность аварии при гололеде.
Про резину я уже не говорю. Она должна быть хорошей и подобрана по рисунку и жесткости соответственно погоде. Тут есть и свои тонкости. Например, многие не проверяют давление в шинах. Зря. Оно сильно влияет на устойчивость машины. Неравномерное распределение нагрузки на колеса создает проблемы в управлении.
В зимнее время нужно больше обращать внимания на рулевое управление и тормозную систему. Они должны быть в очень хорошем состоянии, если не в идеальном. Перед каждым выездом на улицы с интенсивным движением не поленитесь прокатиться по двору или пустынной дороге у дома и проверить работу этих систем, убедитесь, что действуют безотказно. Ну а если заметили непорядок, то по крайней мере будете знать, что делать. Может, сразу ехать в мастерскую, а может, просто приготовиться к неожиданности, которую "выкинет" автомобиль.
ЧТО ЖЕ ТАК ЗАТУМАНИЛОСЬ ВДРУГ
Один водитель "поцеловал" автобус сзади. А случилась авария потому, что, как объяснил потерпевший, вдруг в мгновение ока переднее стекло запотело, и он ничего не мог разглядеть впереди. Для специалиста тут все понятно. Непрогретый двигатель не привел в рабочее состояние отопительную систему. А когда она уже на ходу заработала, то стекло подернулось туманом мгновенно. Особенно часто это происходит у "волжанок". Могу посоветовать одно: прогревайте машину перед выездом и протирайте стекла изнутри специальной жидкостью или просто тряпкой. Тогда стекла не запотеют.
Между прочим, и инспекторы ГИБДД будут останавливать меньше. Ведь запотевшие стекла - первый признак того, что в салоне есть пары алкоголя.
Если уж сильно спешите и до конца не успеваете прогреть двигатель, то приоткройте форточку. Ну прохладнее станет, но стекла останутся чистыми.
ПАМЯТКА ОТ ДЕДА МОРОЗА
Есть вещи, которые вроде бы должны знать все, кто садится за руль зимой. Но вот я поспрашивал знакомых водителей и убедился, что половина не знает самых элементарных правил обращения с машиной, когда за окном минусовая температура. Напоминаю их:
1. Чтобы двигатель запускался без проблем, можно с вечера добавлять в масло специальные жидкости, на крайний случай - полстакана бензина. После добавления дать мотору 2-3 минуты поработать.
2. Не оставляйте на ночь машину с включенной передачей.
3. При запуске обязательно надо выжать педаль сцепления.
4. Если мотор не заводится, не "гоняйте" зря стартер - посадите аккумулятор. Лучше всего найти поломку и устранить ее. Если не помогает, найти буксировщика. Однако помните: буксировать машину надо только по твердой дороге, включать третью передачу только после хорошего разгона и тогда же добавлять газ.
5. После запуска дайте прогреться двигателю хотя бы до 60 градусов (рабочий режим - 90).
6. После прогрева включить печку и дождаться, чтобы стекла стали чистыми. Можно использовать специальные жидкости против запотевания стекол изнутри.
7. В бачок стеклоомывателя лучше заливать специальную жидкость. Если жидкость не подается, согреть выпускные отверстия на капоте пальцами, но не зажигалкой. Периодически очищать стекла снаружи и щетки-дворники от гари и масла.
8. Замерзшие замки лучше отогревать прикуривателем от другой машины.
9. Перед выездом опробовать тормоза, протереть стекла фар и габаритов, номерные знаки.
10. При малейшем тумане, снегопаде включать габариты или ближний свет;
11. В прогретой машине лучше ехать без верхней одежды.
Удачи!