Частная льгота за казенный счет

 В условиях санкций коллективного запада и необходимых расходов на СВО надо бережно и разумно тратить казенные деньги. Всякому здравомыслящему человеку это абсолютно очевидно. Поэтому не может вызывать вопросов ситуация, когда частный бизнес в таких непростых условиях обогащается за государственный счет. А авторитетный эксперт нефтегазового комплекса Валерий Андрианов считает, что именно так и выглядит происходит с добычным проектом «Лукойла» на Каспии. Вот какие аргументы он приводит в статье «Пора сматывать удочки», напечатанной в «Независимой газете».

Чтобы действительно помочь человеку, надо дать ему не рыбу, а удочку. Эта давно известная мудрость применима к бизнесу не в меньшей степени, чем к межличностным отношениям. Поддержка той или иной компании, например, путем предоставления налоговых льгот, не несет цели обогащения ее владельцев. Задача – запустить нужные для всего общества проекты, сформировать новые источники прибыли (и, соответственно, налогов), создать дополнительные рабочие места. То есть дать не ведро с рыбой, а рыболовные снасти.

Но бывает и наоборот. На днях Государственная дума приняла поправки в Налоговый кодекс, согласно которым на пять лет продлевается льгота по НДПИ для месторождения им. Филановского, разрабатываемого компанией «Лукойл» в акватории Каспийского моря. При этом для проекта налог на прибыль повышается до 34%. Такая мера, по оценкам, только в 2025 году обойдется и без того дефицитному бюджету нашей страны примерно в 45 млрд рублей, а всего за новых 5 лет действия льготы эта цифра превысит 160 млрд рублей. 

Но проблема не в этом – если льгота служит «удочкой», на которую можно поймать крупную рыбу, то подобные потери для казны могли бы быть оправданными. Но так ли это на практике? Увы, нет.

Напомним историю вопроса. Льготный режим был предоставлен месторождению им. Филановского в 2013 году, и тогда данная мера была вполне логичной. В стране был не очень велик опыт освоения морских месторождений, да и к тому же новый объект должен был стать «якорным» для целой новой нефтегазоносной провинции на Северном Каспии. При этом стоит отметить, что глубина моря на участке месторождения – 7-11 метров, и, по оценке Sberbank CIB, операционные затраты на добычу – не выше уровня обычных месторождений на суше России.

Тут уж не поспоришь – это была действительно «удочка». И она обеспечила ожидаемый «улов»: в 2016 году месторождение было введено в эксплуатацию, а в 2018-м – вышло на запланированную «полку» добычи в 6 млн т в год. Иными словами, цель предоставления льготы была достигнута - запущен новый проект, который обеспечивает новые налоговые поступления. А значит, удочки можно было сматывать.

Но преференция была продлена, превратившись тем самым в фактическую дотацию и без того прибыльного бизнеса. В своем отчете за 2018 год «Лукойл» назвал данное месторождение высокомаржинальным и оказывающим существенное положительное влияние на финансовые результаты компании. Тут важно отметить, что по оценкам аналитического агентства Rystad Energy, компания окупила вложенные в месторождения средства уже по итогам 2019 года – всего на следующий год после выхода на «полку» добычи. Почему бы ему тогда не увеличить положительный эффект и на бюджет страны – например, путем отказа от льготы?

Кстати говоря, выдающийся советский нефтяник Владимир Юрьевич Филановский, именем которого названо месторождение, всегда ратовал за интересы государства и считал, что недра вообще не должны разрабатывать частные компании. И уж точно не учил извлекать сверхприбыли за счет государства из реализуемых проектов. Так что как-то неудобно получается…

Повышенную доходность проекта отмечали и независимые аналитики. Так, Bank of America Merrill Lynch в июне 2017 года оценивал долларовый IRR месторождения на уровне 27% (при цене на нефть в 70 долл., что соответствует текущим котировкам). По оценке банка, показатель чистой приведенной стоимости (NPV) месторождения составлял 6,5 млрд долл. и был наибольшим среди показателей новых крупных добычных проектов России того времени. К примеру, суммарный NPV двух других месторождений «Лукойла» в Западной Сибири - Пякяхинского и Имилорского - оценивался на тот момент в 2,3 млрд долл., что в 2,8 раза меньше показателя месторождения им. Филановского. При этом в Западной Сибири, в отличие от Каспия, развита инфраструктура для добычи нефти, а суммарная «полка» добычи перечисленных месторождений выше.

Согласно расчетам Sberbank CIB, проведенным в мае 2018 года, месторождение им. Филановского имело один из самых низких уровней фискальной нагрузки среди проектов «Лукойла»: доля налогов в выручке составляла 29% при стоимости нефти в 60 долл. за баррель (примерно по такой цене сегодня продается Urals).

Эксперты агентства Rystad Energy полагают, за десятилетие (2014-2024 гг.) суммарный свободный денежный поток (СДП) от проекта достигнет 7,7 млрд долл., а на горизонте предстоящих 10 лет - еще 7,1 млрд долл. И это без учета одобренного на этой неделе льготного налогообложения.

В принципе, за «Лукойл» можно порадоваться и даже похвалить его менеджмент за такую эффективную финансовую реализацию непростого проекта. Молодцы! А решение о предоставлении в 2013 году государственной льготы назвать абсолютно правильным! Вот только, извините, удочку-то верните… рыбу поймали, уху сварили, пора и честь знать. Но не тут-то было.

 Конечно, здесь можно было бы возразить: мол, раз льгота действительно сработала, то, может быть, депутаты, проголосовавшие за ее сохранение, абсолютно правы? Не обвалится ли добыча на проекте, если ее не стимулировать дополнительными преференциями? Не обвалится.

Сегодня в портфеле активов «Лукойла» нет новых крупных добычных проектов, требующих значительных инвестиций. Об этом свидетельствуют и цифры из отчетности компании: в 2015-2021 гг. (период за который доступны публичные данные) среднегодовой объем капитальных вложений «Лукойла» в добычные проекты на территории России составлял около 300 млрд рублей. Но показатель за 2021 год оказался существенно ниже среднего – 256 млрд рублей, что может говорить об отсутствии у компании широких перспектив по развитию добычи в стране. В последние два года также не анонсировалось масштабных проектов по разработке новых месторождений. Поэтому «Лукойл» в любом случае будет и дальше развивать месторождение им. Филановского, даже без всяких льгот. 

Да и в целом компании грех жаловаться. Ее финансовое положение очень устойчиво. Так, объем денежных средств и других ликвидных финансовых активов на 30 июня 2024 года достиг 1,85 трлн рублей, что в пять раз превышает ее долг. При этом поддерживается высокий уровень свободного денежного потока, большая часть которого направляется на дивиденды. А основные акционеры всем  «Лукойла» известны.

На этом фоне продление льготного режима добычи выглядит явно избыточным. Ведь недополученные из-за этого решения бюджетом средства, очевидно, кому-то придется компенсировать. 

Может, все-таки стоит отдать настоящую дань уважения Владимиру Филановскому, не просто используя его светлое имя для наименования добычного объекта, но и следуя его заветам – ставя государственные интересы выше корпоративных?