Главная Работа 21:09 26 Октября 2015 3818
Нефтеналивная стратегия

«Роснефть» осваивает новые речные маршруты, используя собственный флот

Александр Романов

Речная инфраструктура России — это свыше 100 тысяч километров водных путей, более 130 портов, в том числе 15 международных. Имевшие стратегическое значение в советское время речные перевозки и сегодня остаются одним из преимуществ нефтепродуктовой логистики страны. Водный транспорт позволяет быстро изменять маршруты поставок, снижать логистические расходы и варьировать объемы перевозимых грузов. Всегда в выигрыше компании, которые умеют этими преимуществами пользоваться.

Если говорить о нефтепродуктах, то важнейшими артериями для их поставок на сегодняшний день являются Волга и Дон. Именно на берегу Волги, в Самаре, расположился офис одной из перспективных судоходных компаний — «Прайм Шиппинг». Компания занимается речными перевозками вот уже 10 лет, все это время в основном транспортирует нефтепродукты ОАО «НК «Роснефть». А в августе этого года российское совместное предприятие ОАО «НК «Роснефть», ООО «Сбербанк Инвестиции» и Pietro Barbaro S.p.A. (СП) закрыло сделку по приобретению компании.

«Данная сделка расширяет логистический потенциал «Роснефти», — заявил председатель правления компании Игорь Сечин по случаю этого события. — Современный флот «Прайм Шиппинг» позволит оптимизировать транспортные расходы, расширить географию морских и речных поставок нефти и нефтепродуктов компании нашим партнерам. В то же время реализация условий соглашения открывает для нас новые возможности в части расширения портфеля клиентов и маркетинга продукции с высокой добавленной стоимостью. Сделка также привлекательна для нас с финансовой стороны благодаря партнерству со Сбербанком».

Первые танкеры для «Прайм Шиппинг» строились в Китае, потом в России — на «Красном Сормово». Сегодня компания является одним из лидеров российского танкерного рынка речных перевозок, обладает самым молодым речным флотом (28 современных речных танкеров, барж и буксиров). Средний возраст судов — шесть лет. Оборудование флота соответствует всем требованиям международного и российского законодательства, а 700 высоких профессионалов плавсостава и 50 управленцев в офисе обеспечивают безопасную, надежную и эффективную работу.

Для сравнения: средний возраст речных судов в России превышает 37 лет, и солидная доля нефтеналивного флота должна быть списана по старости в ближайшие три-четыре года.

Старший механик (по-флотски — «дед») танкера «Тетис» Сергей Побегалов, уже отдавший реке ровно половину своей 35-летней биографии, раньше ходил на судне, построенном в советские времена. Водоизмещение старого и нового танкеров почти одинаковое: было 5200 тонн, а нынче — 5600. Но скорость у «Тетиса» — 10 узлов, а на бывшем танкере и пять узлов не выжимали, хотя топлива сжигали куда больше. Управляемость новым судном гораздо лучше, автоматики втрое больше. И, конечно, условия труда и быта для экипажа не сравнить. На советском танкере даже кондиционеров не было. Представьте, как ходить летом по нижней Волге и Дону на раскаленных 40-градусной жарой стальных коробках.

Одним словом, из всех имеющихся на реке судоходных активов «Роснефть» фактически купила самый лучший и перспективный. Сегодня «Прайм Шиппинг» считается одним из лидеров отечественного рынка речных и морских перевозок нефти и нефтепродуктов.

«Мы очень довольны, что компанию купила «Роснефть», — говорит генеральный директор «Прайм Шиппинг» Игорь Ганин. — Во-первых, работать в ведущей компании страны всегда престижно. Это надежность, дополнительная уверенность в завтрашнем дне. Во-вторых, наш основной заказчик и грузовладелец стал грузоперевозчиком. А это всегда плюс: порожних рейсов совершать не придется.

С «Роснефтью» мы работали и раньше. Восемь месяцев в году под завязку были заняты перевозкой ее экспортных нефтепродуктов из Саратова и Самары в порт Кавказ, что под Керчью, в большие танкеры-накопители. Везем мазут, дизтопливо, вакуумный газойль. Это базовый груз и основной заработок пароходства. Но заканчивается навигация на Волге — часть судов ставим на профилактический ремонт, а с остальными надо выходить на открытый рынок. В нынешнем году уже планируем возить грузы других производителей с Азовского и Черного морей.

Без работы, конечно, не остаемся, но по объемам и загрузке всякое могло быть. А у «Роснефти» есть «зимние грузы» — естественно, теперь при распределении грузопотоков нас не забудут. Хотя на «Роснефть» по различным договорам в период навигации трудится еще более сотни судов на многих реках и в прибрежных морях. По большей части это тоже танкеры, занятые на перевозках нефтепродуктов».

«Конечно, в межнавигационный период будем больше заниматься обеспечением работой собственного флота, при необходимости перераспределять суда между базовыми портами и направлениями», — говорит начальник управления морских и речных перевозок «Роснефти» Андрей Кравченко.

Лучше ли, выгоднее ли эксплуатировать собственные суда, чем фрахтовать чужие? В «Роснефти» уверены: в любом варианте нынешняя сделка вполне укладывается в общую стратегию развития эффективного бизнеса.

«Роснефть» — это не только добыча и переработка, — продолжает Кравченко. — Если взять логистику и конкретно транспортный сектор, то у компании есть нефтебазы и морские терминалы, большой парк железнодорожных вагонов, бензовозов, танкеров и бункеровщиков. Теперь появились и свои речные танкеры: сначала в аренде, потом и в собственности. Приобретение достойных активов на долгие годы работы — это продолжение той же линии«.

И вот уже в одном из недавних сообщений компании говорится, что в нынешнем году она расширила географию своих перевозок по реке, в том числе благодаря собственному флоту — компании «Прайм Шиппинг». Помимо основных направлений перевозки темных и светлых нефтепродуктов Самарской группы НПЗ и Саратовского НПЗ в порт Кавказ была начата транспортировка вакуумного газойля производства Ачинского НПЗ из порта Нижнекамск, ВГО и СМТ из порта Жигулевск, а также расширена география перевозки бункерных мазутов, в том числе в порт Санкт-Петербург.

Более того, как говорится в сообщении, «в целях повышения эффективности использования собственного флота компания также планирует продолжить работу судов «Прайм Шиппинг» в межнавигационный период на перевозках нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне. При этом компания планирует использование флота для перевозок грузов других производителей, что позволит расширить портфель клиентов и максимизировать прибыльность актива».

То есть надежды гендиректора «Прайм Шиппинг» Игоря Ганина на повышение загрузки речного транспорта уже оправдываются. Что закономерно, поскольку на приобретенный в собственность флот «Роснефть» с самого начала смотрит не как на подсобную единицу, а воспринимает в качестве полноценного актива, задача которого — работать на полную мощность и приносить прибыль. А к словам Кравченко можно добавить выдержку из перечня стратегических целей и задач «Роснефти», обнародованных на официальном сайте: «Приоритетами компании в сфере коммерции и логистики являются максимизация эффективности реализации нефти и неф-тепродуктов, гарантированное снабжение потребителей качественным топливом, оптимизация затрат на логистику и обеспечение стабильности поставок, постоянное улучшение предложения для покупателей через собственную розничную сеть и оптовые каналы реализации, а также развитие передовых практик трейдинговой деятельности в России и за ее пределами».

Кстати, об эффективности. Вот наглядное сравнение: в 2012 году транспортировка по реке была дешевле на 10-15% железнодорожных перевозок, а дешевле автомобильных — на 40%. На реке можно снизить транспортные затраты за счет максимальной загрузки судов и снижения простоев, сокращения сроков доставки груза, снижения дополнительных затрат (к примеру, капитаны «Прайм Шиппинг» имеют сертификаты на безлоцманскую проводку судов по каналам Волго-Дона и Керченского пролива).

При этом, как следует из отчетов «Роснефти», за 2014 год компания увеличила поставку нефтепродуктов на экспорт на 23% — до 54,5 млн тонн. И хотя работающие на основной водной магистрали европейской части России суда в последнее время сталкиваются с обмелением рек — а значит, и с недогрузом, — эти проблемы стараются решить за счет перераспределения маршрутов и развивать свои речные перевозки настолько, насколько это возможно в текущих условиях.

Нефтепереработчики, нефтехимики — всем им не только сегодня, но и в перспективе пригодится река, по которой уже ходят собственные суда «Роснефти». Вот такая получается предусмотрительность.

Слово экспертам

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России

— Появление у «Роснефти» собственного речного флота можно только приветствовать. Во-первых, Волга остается очень перспективным регионом. В ее бассейне находится более 1,5 тысячи месторождений углеводородов — почти половина всех месторождений России (по количеству, а не по объему). Эта неф-тегазовая провинция еще долго будет обеспечивать сырьем и топливом предприятия Поволжья — следовательно, транспортная перспектива здесь тоже просматривается очень долголетняя. К тому же значительная часть заводов, расположенных на самой Волге и ее притоках, принадлежит «Роснефти», и их обслуживание собственным флотом приносит дополнительную выгоду.

Но компания приобрела не просто три десятка судов, а лучшие речные активы — очень молодой, современный флот. Это перспективно и в другом отношении. Многие речные суда, работающие сейчас на Волге и ее притоках, построены 30-40 лет назад. В ближайшее время они будут выводиться из эксплуатации, и кто-то должен подхватить их ношу, взять на себя их грузы. Значит, у «Роснефти» появятся новые заказы и, соответственно, немалые дополнительные доходы. Так поступают другие многопрофильные компании во всем мире, и российский энергетический флагман им не уступает.

Никита Кричевский, доктор наук, специалист в области государственного управления экономикой, финансов и риск-менеджмента

— В мировой практике подобные слияния не то что приветствуются или критикуются — это нормальная практика, норма, потому что гораздо удобнее, практичнее и дешевле держать подобный актив в собственности, нежели регулярно прибегать к аутсорсингу и выплачивать значительные суммы для обеспечения своей деятельности в данном секторе. Вот скажите, из чего складывается стоимость фрахта? Она складывается из затрат, стоимости амортизации оборудования, заработной платы и обязательно прибыли. «Роснефть» сразу исключает из цепочки одно из звеньев — конкретно получение прибыли собственником. И, кроме того, попутно компания, скорее всего, проведет аудит затрат и найдет резервы для дополнительной экономии. Хочется сказать еще и о том, что речной флот на Волге — это профильный актив солидной государственной компании, а не покупка футбольной команды или замка в Англии. Этот флот приобретен потому, что он участвует в основной производственной деятельности компании. Причем флот приобретен в тот момент, когда цены на производственные активы в России снизились, а значит, осуществили покупку по минимально возможной цене. Насколько мне известно, мало кто подходит к своей деятельности настолько аккуратно и рачительно, как «Роснефть», и я уверен, что, прежде чем приобретать эти суда, специалисты просчитали каждую копейку выгоды от сделки. Наконец, это серьезный вклад в нашу реальную экономику — то есть то, чего многие не делают, предпочитая прятать деньги за границей.

 

В регионе прошел региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» 

Фото предоставлено пресс-службой группы «САФМАР»

Мероприятие состоялось в Назрани на площадке Центра опережающей профподготовки. На ярмарке представили широкий перечень вакансий, за счет чего подходящие варианты могли найти для себя представители разных возрастных групп. В Минтруда республики...

Почему в России при остром дефиците кадров возник избыток тунеядцев

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
У нас уважают не труд, а заработок - желательно быстрый, без особых усилий. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Своеобразно отметило недавний Первомай Министерство труда и социальной защиты. Минтруд подготовил и согласовал с ведомствами, работодателями и профсоюзами новый план мероприятий по противодействию нелегальной занятости...

С начала года МВД РФ выявило 1374 факта подделки миграционных документов – на 41,6% больше, чем за аналогичный период 2024-го 

Фото: Moscow-Live.ru

Сокращение числа мигрантов вряд ли соответствует интересам России. Об этом в среду, 23 апреля заявил в ходе пресс-конференции по итогам визита в Узбекистан министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Если брать ситуацию глобально...

Против переселения семейств «ценных специалистов» в Россию выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин

Алекс Зверев
Труд
По сути, речь о том, чтобы кратно сократить приток трудовых мигрантов в Россию. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Мигранты приезжают в Россию работать, поэтому «никаких жен, мужей, бабушек, дедушек и детей», решительно заявил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин на Петербургском международном юридическом форуме....

Провалы в российской госполитике на рынка труда пытаются исправить утопическими и опасными нововведениями

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Россия решила победить в технологической гонке числом, увеличивая набор на рабочие специальности. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Новый доклад Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка (ИНВЭБ) еще раз подтвердил загадочность нашей экономики. В работе «Развитие рынка труда и его связь с научно-технологическим развитием» говорится,...

Военнослужащие частных военных компаний смогут получать пенсию по инвалидности вместе с пенсией по старости или за выслугу лет 

Фото: © Svetlana Vozmilova, globallookpress.com

Участников частных военных компаний (ЧВК) в России хотят уравнять в части пенсионного обеспечения с другими участниками военной операции. Соответствующий законопроект подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ. Документ опубликован на...

В России опять вспомнили о тунеядцах

Марина Крючкова
Труд
В России неработающих граждан трудоспособного возраста насчитывается 15 миллионов душ. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

«Должны ли платить в бюджет те, кто имеет пассивные доходы и возможность не работать?» Такой опрос появился в телеграм-канале РБК. И не просто так. Аккурат перед Праздником Весны и Труда...

Официальная статистика рапортует: средняя зарплата в России побила очередной рекорд. А что в реальности?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Официальная статистика рапортует: средняя зарплата в России побила очередной рекорд и превысила отметку в 91 тысячу рублей. По итогам года этот показатель может достичь и 100 тысяч, грозятся специалисты. А как...

По итогам первого квартала 2025 года их количество снизилось до 500 тысяч человек

Фото: Николай Титов, globallookpress.com

В России сократилось количество работающих на стройках мигрантов. Об этом сообщил РИА Новости глава Национального объединения строителей Глушков. По его словам, по итогам первого квартала 2025 года число иностранных рабочих снизилось до 500...

Сергей Аксенов также убежден в необходимости исключить выдачу мигрантам гражданства на основании трудовых виз 

Фото: Moscow-Live.ru

Глава Крыма Сергей Аксенов предложил ужесточить миграционную политику в РФ. В частности, глава региона полагает, что гастарбайтерам следует запретить привозить в Россию семьи. Соответствующее сообщение в четверг, 15 мая появилось в его Telegram-канале. По...

Нерабочими будут дни с 12 по 15 июня включительно

Фото: Артем Пряхин/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В России дни с 12 по 15 июня будут выходными. Об этом напоминает РИА Новости со ссылкой на директора по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлию Санину. «Следующие длительные выходные с 12 по 15 июня...

Идет служебное расследование, прокуратура начала проверку

Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Врачи поликлиники при межрайонной больнице в Минусинске (Красноярский край) записались друг к другу на прием, чтобы сократить рабочее время в праздничные и предпраздничные дни. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель комитета по...

Этот скромный памятник стоит в Москве во дворе Центрального Дома журналистов

Дарья Степанова
Увы, ни войны, ни профессия фронтового репортера не ушли в прошлое

Отсюда в 1941-м отправлялись на фронт первые военные репортеры. А теперь тут боец в пилотке со звездочкой и в плащ-палатке - такие носили наши бойцы в годы Великой Отечественной. За спиной у солдата - стена с длинными рядами фамилий. На этой...

Легко ли заплакать на камеру, выясняла корреспондент «Труда»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Заплакать нашей героине в итоге удалось. Но с большим трудом. Фото: Barbara Castello/Godong, globallookpress.com

Помните первые сериалы, которые нас очаровали? Эти нездешние названия: «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара»: Улицы пустели, люди летели к телевизорам и всей семьей наслаждались...

Ее выдвинул ведущий программы «Соловьев Live» Сергей Мардан

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Предложение отменить пенсии гражданам России, у которых нет детей, является не проявлением заботы о демографической ситуации в стране, а популизмом. Такое мнение высказала в комментарии для интернет-издания «Газета.Ru» депутат Государственной...

Ранее дети таких военнослужащих имели право получать пособие в течение полугода 

Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Срок выплат детям российских военнослужащих, захваченных в плен или пропавших без вести в зоне специальной военной операции, продлен с шести месяцев до всего периода их отсутствия. Об этом говорится в указе, подписанном в пятницу, 30 мая...