Проблемы идентификации

В Мультимедиа Арт Музей Москвы привезли полотно Джованни Беллини «Портрет молодого человека»

О том, почему работа мастера эпохи Возрождения выставлена в музее современного искусства, рассказывает «Труд».

Вокруг «Портрета молодого человека», который Джованни Беллини предположительно написал в 1490 году, долгое время не утихали споры. Искусствоведы считали, что на картине изображен сам автор и это уже не портрет, а автопортрет. Потом кто-то решил провести исследования, версию опровергли, и теперь никто не может с точностью сказать, кто же этот юноша в черной сутане со строгим взглядом. В России к сугубо искусствоведческим спорам присоединился Борис Акунин, видимо, решивший заделаться отечественным Дэном Брауном и разгадать секрет полотна. Прочитав биографию Беллини и подумав полчаса, писатель решил, что лицо, запечатленное на картине, никак не может принадлежать художнику. О чем сообщил на неофициальном завтраке «Кофе с Беллини» в итальянском посольстве, куда картину завезли на пару дней перед тем, как выставить в публичном музее. И хотя мнение Акунина, наверное, не слишком интересует профессиональных искусствоведов, его выводы точно совпали с результатом проведенных исследований.

Но споры об идентификации личности, пожалуй, менее интересны, чем тот факт, что картину признанного мастера Возрождения, хранящуюся в Капитолийском музее Рима, у нас выставляют в музее современного искусства, да еще и в рамках IV Московской биеннале. Возможно, куратор нынешней биеннале следует за своей коллегой Биче Куригер, которая в этом году в Венеции удачно совместила три работы Тинторетто и произведения современных художников. Как бы то ни было, такой способ экспозиции классических мастеров уже можно считать новым трендом в области кураторского дела.

В Мультимедиа Арт Музее «Портрет молодого человека» соседствует с последней видеоинсталляцией группы художников АЕС+Ф и как бы дополняет ее. Работа «аесов» — это своеобразная экранизация другого полотна Беллини, «Allegoria Sacra», написанного в тот же период, что и «Портрет…». Но в инсталляции современных художников мало что напоминает о скромных, сдержанных полотнах мастера Возрождения. У «аесов» буйствуют краски и полуобнаженные модели, а мир, сходящий с ума, движется то ли в ад, то ли в рай.

На фоне такой пестроты, граничащей с вульгарностью, «Портрет молодого человека» теряется; краски, и без того потускневшие от времени, кажутся еще более блеклыми. И если полотна Тинторетто на Венецианской биеннале только выигрывали от соседства с современным искусством, то в Мультимедиа Арт Музее такого удачного эффекта достичь не удалось. В пространстве его огромных залов заметить портрет скромного юноши с волевым взглядом сможет лишь очень внимательный зритель, способный воспринимать традиционное искусство, а не только эффектные современные аттракционы.?