О том, почему работа мастера эпохи Возрождения выставлена в музее современного искусства, рассказывает «Труд».
Вокруг «Портрета молодого человека», который Джованни Беллини предположительно написал в 1490 году, долгое время не утихали споры. Искусствоведы считали, что на картине изображен сам автор и это уже не портрет, а автопортрет. Потом
Но споры об идентификации личности, пожалуй, менее интересны, чем тот факт, что картину признанного мастера Возрождения, хранящуюся в Капитолийском музее Рима, у нас выставляют в музее современного искусства, да еще и в рамках IV Московской биеннале. Возможно, куратор нынешней биеннале следует за своей коллегой Биче Куригер, которая в этом году в Венеции удачно совместила три работы Тинторетто и произведения современных художников. Как бы то ни было, такой способ экспозиции классических мастеров уже можно считать новым трендом в области кураторского дела.
В Мультимедиа Арт Музее «Портрет молодого человека» соседствует с последней видеоинсталляцией группы художников АЕС+Ф и как бы дополняет ее. Работа «аесов» — это своеобразная экранизация другого полотна Беллини, «Allegoria Sacra», написанного в тот же период, что и «Портрет…». Но в инсталляции современных художников мало что напоминает о скромных, сдержанных полотнах мастера Возрождения. У «аесов» буйствуют краски и полуобнаженные модели, а мир, сходящий с ума, движется то ли в ад, то ли в рай.
На фоне такой пестроты, граничащей с вульгарностью, «Портрет молодого человека» теряется; краски, и без того потускневшие от времени, кажутся еще более блеклыми. И если полотна Тинторетто на Венецианской биеннале только выигрывали от соседства с современным искусством, то в Мультимедиа Арт Музее такого удачного эффекта достичь не удалось. В пространстве его огромных залов заметить портрет скромного юноши с волевым взглядом сможет лишь очень внимательный зритель, способный воспринимать традиционное искусство, а не только эффектные современные аттракционы.?