КАКИЕ ЖИДКОСТИ И КОГДА СТОИТ МЕНЯТЬ
Автослесарь Геннадий Стародубцев ставит мою машину на подъемник и начинает с приятного для моего кармана момента:
- Некоторые автомастерские, как, например, наша, проводят диагностику ходовой части бесплатно. Почему? В надежде, что клиент здесь же постарается устранить дефекты. А их за лето появляется много. По теплой погоде они не так заметны. При минусовой температуре шаровые детали, всякие уплотнители, наконечники, рулевые тяги, амортизаторы и так далее начнут стучать, скрипеть и разваливаться, если их не заменить. Особенность всех машин: если в негодность пришла всего одна деталь, положим, рулевого управления, то через пару недель езды по снежному насту из строя выйдет вся система. Экономнее ее заменить, а не ждать обвала. Важно, чтобы резиновые детали (кстати, и все ремни!) были без трещин. В них попадает вода, которая на холоде превращается в лед, и он просто разрывает резину - о какой надежности можно говорить? Поэтому привести в порядок ходовую лучше сейчас, пока дороги не стали ледяными. У твоей машины с подвеской и резинками вроде все в порядке. А тормозные колодки пора выбрасывать, да и диски уже никуда не годятся. Лучше их поменять вместе - дешевле обойдется: зачем за разборку-сборку дважды платить! Суппорты еще надежны, не подтекают. Когда ты заливал тормозную жидкость? Не помнишь? А менять ее надо раз в два года минимум. Иначе она зимой закипит. Или замерзнет. Не удивляйся. "Тормозуха" - жидкость коварная: она впитывает влагу. А это значит, быстрее нагревается - закипает. Отсюда проблемы. Поскольку зимой тормозить приходится чаще, то колодки, суппорт, диски при езде всегда горячие. Если жидкость "кипит", то педаль тормоза проваливается, остановить машину невозможно. На морозе, наоборот, она замерзает, и педаль тормоза дубеет - с места не сдвинешь. Сколько аварий я перевидал из-за такой "мелочи". А ведь "тормозуха" стоит, можно сказать, копейки. И заменить ее, особенно на отечественных машинах, несложно.
Особое внимание - системе охлаждения. Прошлой зимой в самые морозы к нам владелец "жигуленка" прибегает и чуть не плачет: "сдохла" машина, весь двигатель в масле. Пригнали "лайбу", посмотрели. Оказывается, горе-водитель летом подливал в радиатор воды, а тосол залить на зиму забыл. В патрубке образовалась ледышка. Дальше понятно: движок нагрелся, прокладку пробило, масло разбрызгалось. Пришлось снимать головку двигателя, менять прокладку. В общем, парень влетел на несколько тысяч рублей. Определить, годна охлаждающая жидкость или нет, совсем несложно. По цвету. Если кирпично-бурая, то, значит, она уже разъедает мотор изнутри - ржавчина дает цвет. Алюминиевые детали такой жидкостью тоже съедаются. С тосолом есть еще одна проблема. Очень часто при наступлении холодов он вытекает, когда машина стоит без движения. Как только мотор разогрелся, течь прекращается. Это не испарение, как некоторые думают. Элементарная протечка в соединительных стыках трубок, поскольку на морозе они сужаются. Нужно взять отвертку или ключ и покрепче затянуть соединительные хомутики. Течь прекратится.
Еще замечу, что, к сожалению, редкие водители меняют тормозную и охлаждающую жидкости вовремя. Зато этого не скажешь про моторное масло. Большинство автомобилистов уже понимают: не подмажешь - не поедешь. К зиме, понятное дело, оно должно быть свеженьким.
СТАВИМ МАШИНУ "НА ПРИКОЛ"
Идеальный вариант, если автомобиль готовит к зимней спячке специалист. Если такого не нашлось, то надо сделать главное: 1. Снять аккумулятор и поставить его в теплое место. 2. Вывернуть свечи и залить в отверстия по 25 граммов машинного масла. Свечи поставить на место и стартером провернуть коленчатый вал, чтобы смазались поверхности цилиндров. Операцию надо повторять хотя бы раз в месяц. 3. Окрашенные поверхности кузова, днища покрыть полиролью, в которой содержится воск. На хромированные поверхности бамперов и ручек нанести специальный аэрозоль. 4. Если машина стоит не в гараже, то лучше накрыть ее брезентовым чехлом, причем так, чтобы полотно не касалось окрашенных поверхностей. Багажник на крыше поможет это сделать легко. 5. Чтобы сберечь шины, стоит поднять машину на деревянные подставки и понизить давление воздуха в шинах на одну треть. 6. Бензобак залить топливом до горлышка, чтобы не ржавел.
КАК КОМПЬЮТЕР СОКРАЩАЕТ РАСХОДЫ
Электрик-диагностик Леонид Кушнир подводит к компьютеру:
- Хочешь ездить зимой без проблем, начинай отсюда. Подгони машину носом к компьютеру. Можно сделать полную диагностику, но если сэкономить - частичную. В чем отличие? Если ты проверял машину недавно, то посмотреть надо только те точки, которые "на минусе" могут подвести. Их несколько. Некоторые неполадки можно устранить и самому, если руки растут из положенного места и голова варит. Перво-наперво займись аккумулятором. Посмотри дату выпуска. Если он старше 2-3 лет, то зимой на него надежды никакой. Если служит меньше, но барахлит, то иногда достаточно добавить в него дистиллированной воды - продается в аптеках, - и он будет пахать как миленький. Не пашет - заменить: в сильный мороз химическая реакция, протекающая внутри батареи, замедляется. Очень часто водители покупают аккумуляторы объемом больше, чем положено по инструкции, в надежде, что зимой они дадут большую силу тока. Ерунда. Не тратьте зря деньги. Дело ведь не только в аккумуляторе, но и в генераторе. А вот с ним самому не справиться, тут должен разбираться специалист. Свечки многие водители наловчились очищать от нагара и прокаливать в домашних условиях. Годится, хотя идеальный вариант такой: промыть инжекторную систему, если машина пробежала больше 20 тысяч километров, и потом поменять свечи. При промывке, замечу, свечи "убиваются". Стартер? Его можно не проверять на компьютере. Сломается - загудит так, что и глухой услышит. Поменять сгоревшие лампочки в фарах, думаю, способен каждый - тоже экономия. О том, чтобы проверить стеклоочистители и запастись "незамерзайкой", по-моему, и говорить не стоит - все знают, что осенью и зимой они должны работать как часы. Хорошо бы поставить специальные щетки, которые не превращаются на морозе в деревяшки. Провода и трамблер желательно рассмотреть под лупой. Даже маленькие трещинки на холоде превратятся в рваные дыры.
ЧТО ПОЧЕМ?
Стоимость работ в среднем по Москве
Компьютерная диагностика 600 - 1000
Промывка инжекторной системы,
включая промывочную жидкость 1350
Замена свечей зажигания 100 - 800
Замена тормозных колодок 300 - 800
Замена масла 300 - 400
Замена охлаждающей жидкости 800
Замена тормозной жидкости 700
Полировка кузова
абразивная 3000 - 3500
с воском 700 - 800
КРАСОТА ПРОТИВ РЖАВЧИНЫ
Самый надежный вариант сохранить зимой кузов таким, каким он был летом, - отполировать его специальными пастами. Есть абразивные, с содержанием воска. Классическая абразивная полировка на сервисе выдерживает до 40 моек - на зиму хватит. При минусовой температуре полировать надо в теплом гараже. Замечу, что паста дороговата и уходит ее на обработку кузова много. В мастерских операция тоже стоит недешево. Но и из этого положения народные умельцы находят выход. Вот один из них. Чтобы ржавчина не съедала капот и крылья, надо купить отечественный спрей с содержанием силикона. Флакон стоит не больше 70 рублей. Этот бесцветный состав наносится после каждой мойки (желательно в теплом месте) на подозрительные площади кузова и растирается тряпочкой. Для пущей красоты можно отполировать поверхность бархоткой. Держится спрей недели две.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Для тех, кто зимой пускается в длительные поездки, в машине нужно организовать аварийный набор, куда входят: скребок для льда; запас стеклоочистительной жидкости; провода с зажимами для "прикуривания" двигателя; гибкий трос; небольшой мешочек с песком или солью (чтобы сыпать под колеса при сильном скольжении); фонарик.