Участники столичной встречи, среди которых были представители почти всех северных регионов, отметили, что благополучие страны в перспективе будет во многом зависеть от этого макрорегиона. Суровый край, население которого один процент всех жителей страны, обеспечивает 11 процентов национального дохода и 22 процента экспорта. При этом ситуация здесь пока оптимизма не вызывает. Ведь в новых условиях хозяйствования, когда государство освобождается от не свойственной ему роли инвестора, возникает вопрос: а кто будет заниматься освоением и обустройством гигантской территории, вкладывая в это значительные средства?
Вопрос тем более не праздный, что технологический потенциал промышленной и транспортной инфраструктуры Арктики в значительной степени поизносился, а в ряде случаев дошел до нулевой отметки. Поднимать с колен запущенное хозяйство зоны вечной мерзлоты правительству и бизнесу придется сообща. Председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник подчеркнул, что, учитывая масштабность задач, "правительство должно разработать концепцию устойчивого развития арктической зоны России".
Участники "круглого стола" не считают зарубежное участие в проектах освоения и развития арктической зоны решающим фактором успеха. Более того, вызывают серьезное опасение попытки транснациональных компаний самостоятельно решать проблемы добычи и доставки сырья из российской Арктики на Запад. Не случайно Норвегия, например, стремится перевести Северный морской путь в международную транзитную магистраль, не подконтрольную России. Между тем, как отметил посол по особым поручениям МИД РФ Виталий Чуркин, "в Арктическом совете подгруппа по этой проблеме не собиралась с 2001 года, а затем и вовсе была распущена. И теперь все надо начинать с чистого листа".
Участники "круглого стола" констатировали, что процесс возвращения России в Арктику может послужить моделью отработки методов частно-государственного партнерства как наиболее эффективного пути развития российской экономики. Так, как это случилось на севере Канады, где государство взяло на себя часть затрат инфраструктурных расходов по освоению труднодоступной территории. В нашем случае государство обязано взять на себя роль лидера и автора целевых программ возрождения Арктики. Больше некому.